Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 февраля 2023 г. по делу N 33а-53/2023
1-й ЗАПАДНЫЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе председательствующего
Гогина А.В, судей
Позднякова С.И, Пестуновича В.И.
при секретаре судебного заседания
Багаеве Д.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному иску Минеевой Ольги Олеговны об оспаривании действий командира войсковой части N, Министерства обороны РФ и Федерального государственного казенного учреждения "Росвоенипотека", связанных с неполным начислением денежных средств на именной накопительный счет, Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Минеева обратилась в Выборгский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать незаконным бездействие командира войсковой части N по включению её в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС);
- признать незаконным бездействие ФГКУ "Росвоенипотека" по не начислению на её именной накопительный счет дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление за период с 8 июня 2010 года по 29 октября 2020 года, обязав определить величину инвестиционного дохода, который был бы ей начислен, если бы она была своевременно включена в реестр участников НИС и истребовать его из Минобороны России;
- обязать Министерство обороны РФ перечислить на её именной накопительный счёт денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определенного и истребованного в ФГКУ "Росвоенипотека".
В обоснование иска Минеева указала, что по вине должностных лиц войсковой части N, она несвоевременно включена в реестр участников НИС, в связи с чем, на её именной накопительный счёт не начислялся доход от инвестирования за период с июня 2010 года до октября 2020 года.
Решением гарнизонного военного суда от 13 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N по включению Минеевой в реестр участников НИС с 8 июня 2010 года.
На ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен Минеевой, если бы она была своевременно включена в реестр участников НИС и истребовать его из Министерства обороны РФ, а на Министерство обороны РФ - обязанность довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных обязательств для зачисления на именной накопительный счёт Минеевой суммы инвестиционного дохода, который был бы начислен ей, если бы она была своевременно включена в реестр участников НИС.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ФГКУ "Росвоенипотека" и возложении на Министерство обороны РФ обязанности перечислить на ее именной накопительный счёт денежные средства отказано.
Суд пришел к выводу, что несвоевременное включение Минеевой в реестр участников НИС привело к накоплению денежных средств на ее именном накопительном счёте в меньшем размере, что ущемляет ее права по сравнению с другими военнослужащими Министерства обороны РФ, ставшими участниками НИС на тех же условиях и в одно с административным истцом время.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ выражает несогласие с принятым решением и просит его отменить как несоответствующее требованиям ст. 176 КАС РФ.
Анализируя положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, автор жалобы приходит к выводу, что за период с июня 2010 года по октябрь 2020 года Минеева не могла получить доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, поскольку получение такого дохода возможно только в случае наличия у участника НИС открытого именного накопительного счета.
При этом конкретная сумма инвестиционного дохода не может быть перечислена на именной накопительный счет, который является лишь формой аналитического учета, а не банковским счетом.
Кроме того, возложение на Министерство обороны РФ обязанности доведения до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительных лимитов бюджетных обязательств для перечисления на именной накопительный счет Минеевой суммы инвестиционного дохода, который был бы ей начислен, является незаконным.
В заключение в жалобе ставится вопрос об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к отмене решения суда.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка, и в апелляционной жалобе они не опровергнуты. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
По делу установлено, что с 8 июня 2007 года по февраль 2021 года Минеева проходила военную службу по контракту.
8 июня 2010 года на основании подп. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" у нее возникло право на участие в НИС в связи с истечением трехлетнего срока со дня заключения первого контракта о прохождении военной службы.
В соответствии с разд. III и IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года N 166 (действовавшего в период возникновения у Минеевой права на включение в реестр участников НИС), обязанность за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр участников НИС и организацию работы по направлению в подразделение жилищного обеспечения необходимых сведений для включения их в указанный реестр возлагалась на командиров воинских частей.
Однако указанная обязанность в отношении Минеевой своевременно выполнена не была, а в реестр участников НИС она была включена в октябре 2020 года с датой возникновения основания для включения в реестр с 8 июня 2010 года.
Таким образом, учитывая, что командир войсковой части N, в которой Минеева проходила военную службу на дату истечения 3-х летнего срока с момента заключения первого контракта, не исполнил обязанность по организации работы для включения ее в реестр участников НИС, гарнизонный военный суд правомерно признал это бездействие незаконным.
В связи с незаконным поздним включением Минеевой в реестр участников НИС на её именном накопительном счете учтены накопления без инвестиционного дохода, который стал производиться лишь с 4-го квартала 2020 года.
Между тем, доходы от инвестирования являются составной частью накоплений для жилищного обеспечения, посредством которых, в свою очередь, реализуется право участников НИС на жилище (ст. 4 и 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Таким образом Минеева была поставлена в неравные условия с другими военнослужащими Министерства обороны РФ, ставшими участниками НИС на тех же условиях и в одно с административным истцом время.
При таких обстоятельствах дела, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС права административного истца, гарантированные п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", были нарушены.
Этот вывод полностью соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 3 июля 2019 года.
При этом отсутствие в действующим законодательстве правовой регламентации вопроса начисления доходов от инвестирования накоплений в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Вопреки доводам жалобы, данное право подлежит восстановлению именно федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы (уполномоченным федеральным органом), которым в соответствии с Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" является Министерство обороны РФ.
Согласно подп. 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.
В силу п. 13 указанного Положения Министерство обороны РФ является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 для обеспечения функционирования НИС и реализации указанным военным ведомством названных функций в ведении Министерства обороны РФ создано специализированное учреждение - Росвоенипотека.
Пунктом 17 Устава ФГКУ "Росвоенипотека", утвержденного Министром обороны РФ 24 июня 2011 года, на него, в числе прочего, возложены обязанности по оформлению получения в установленном порядке бюджетных средств для накопления средств на именных накопительных счетах участников НИС, а также осуществление учета накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников.
При этом в порядке исполнения решения суда Министерство обороны РФ вправе дать распоряжение своему подразделению - Департаменту бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны России - по доведению дополнительных лимитов бюджетных обязательств для перечисления на именной накопительный счет Минеевой суммы инвестиционного дохода.
Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, из которых следует, что Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность по определению величины неначисленного на накопительный счет Минеевой инвестиционного дохода, который был бы начислен ей при своевременном включении в реестр участников НИС, а на Министерство обороны РФ - довести до ФГКУ "Росвоенипотека" дополнительные лимиты бюджетных обязательств для перечисления на именной накопительный счет Минеевой суммы инвестиционного дохода, который был бы начислен ей при своевременном включении в реестр участников НИС.
При этом то обстоятельство, что несвоевременное включение административного истца в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника на получение в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения.
Что касается довода жалобы о том, что конкретная сумма инвестиционного дохода не может быть перечислена на именной накопительный счет, то в силу подп. "в" п. 5, п. 6 и 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счет включает в себя, в том числе и сведения о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Поскольку Минеева продолжает проходить военную службу, является участником НИС, ее именной накопительный счет не закрыт, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный истец до закрытия такого счета и исключения из реестра участников НИС вправе рассчитывать на зачисление недостающей суммы инвестиционного дохода и требовать устранения нарушения прав, связанных с реализацией данного правового статуса, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается представитель административного ответчика в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения по существу правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу по административному иску Минеевой Ольги Олеговны оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.