Апелляционное определение СК по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от 01 сентября 2022 г. по делу N 33а-904/2022
Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Павленка С.В, судей: Зинюшина Н.Н, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Давлетовой Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-315/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2022 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N Гузаерова Тимура Золфаровича об оспаривании действий войсковой части N, Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, "данные изъяты" Гузаеров поступил на военную службу по призыву, "данные изъяты" заключил первый контракт о прохождении военной службы, а в феврале 2011 г. он был включен в реестр участников НИС.
В последующем административный истец проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях и был исключен из указанного реестра в декабре 2013 г. без права использования накоплений для жилищного обеспечения в связи с увольнением с военной службы в августе 2012 г. по истечении срока действия контракта о ее прохождении.
31 октября 2013 г. Гузаеров вновь поступил на военную службу по контракту, однако, несмотря на то, что с указанной даты у него возникло право на включение в реестр участников НИС в обязательном порядке, в указанный реестр он был включен только в январе 2021 г. с датой основания включения в реестр - 31 октября 2013 г... В связи с этим размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его именном накопительном счете, отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в октябре 2013 г.
Полагая свои права нарушенными, Гузаеров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия войсковой части N, связанные с несвоевременным направлением документов для включения в реестр участников НИС;
- обязать МО РФ перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на ИНС сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 31 октября 2013 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты". за вычетом учтенного инвестиционного дохода.
- обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на ИНС сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 31 октября 2013 г. по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты". за вычетом учтенного инвестиционного дохода.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным направлением документов для включения Гузаерова в реестр участников НИС, обязал МО РФ перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на ИНС Гузаерова сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты", а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть указанную сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений на ИНС Гузаерова. Кроме того судом с войсковой части N в пользу Гузаерова взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. В удовлетворении остальных требований гарнизонным военным судом было отказано.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3 и 5 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) и п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Постановление), указывают на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Гузаерову накопления были учтены на его ИНС после его открытия в 2021 году, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Гузаеров, заключивший первый контракт о прохождении военной службы "данные изъяты" г. был включен в реестр участников НИС, а в связи с увольнением с военной службы по истечении срока действия контракта о ее прохождении в августе 2012 г. исключен из указанного реестра в декабре 2013 г. без права использования накоплений для жилищного обеспечения. Однако 31 октября 2013 г. он вновь поступил на военную службу по контракту.
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основанием включения в реестр участников НИС является заключение нового контракта о прохождении военной службы, после поступления в добровольном порядке на военную службу из запаса.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Гузаеров подлежал включению в реестр участников НИС 31 октября 2013 г.
Однако административный истец в указанный реестр был включён только в январе 2021 г, а его ИНС открыт 30 января 2021 г. на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 31 октября 2013 г, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после открытия ИНС накопления Гузаерова стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования с 1 февраля 2021 г, которые на 1 октября 2021 г. составили "данные изъяты", в то время как согласно п. 106 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2022 г.) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в октябре 2013 г, на 1 января 2022 г. должна составлять "данные изъяты" а по состоянию на 1 января 2021 г. - "данные изъяты"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая административный иск в пределах заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине должностных лиц МО РФ, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Гузаерова после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по 31 декабря 2021 г. в размере "данные изъяты", что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Гузаерова Тимура Золфаровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.