Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2921/2022) по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 8 декабря 2022г. (N33а-6804/2022) по административному иску Выборгского городского прокурора к администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку автомобильной дороги общего пользования местного значения на кадастровый учет; об обязании совершить все необходимые действия для постановки автомобильной дороги общего пользования местного значения на кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице б/н, протяженностью 10 000 п.м, расположенной в п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области;
обязать администрацию муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество - автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице б/н, протяженностью 10 000 п.м, расположенной в п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование указал, что названная автомобильная дорога включена в перечень имущества администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение", но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2022г. административный иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице б/н, протяженностью 10 000 п.м, расположенной в п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области.
Администрация муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области обязана совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество-автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице б/н, протяженностью 10 000 п.м, расположенной в п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 8 декабря 2022г. решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" от 17 июня 2013г. N110 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пункта п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области расположена автомобильная дорога общего пользования протяженностью 10 000 п.м, которая паспортизирована в 2019 году на основании решения суда.
Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - автомобильная дорога, расположенная по адресу: п.Дымово-п.Ручьи, муниципальное образование "Каменногорское городское поселение".
По сведениям администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" автомобильная дорога общего пользования местного значения в п.Дымово-п.Ручьи Выборгского района Ленинградской области не поставлена на кадастровый учет.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил административный иск прокурора, отметив, что бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет дорожного полотна, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения. То обстоятельство, что указанная дорога не имеет твердого покрытия, не свидетельствует о том, что она не является автомобильной дорогой.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. N218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый п.1 ст.130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй п.1 ст.130 ГК РФ).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Под дорожной деятельностью, согласно ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статьей 10 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Как указано в приказе Минтранса России от 20 мая 2009г. N80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Исходя из ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011г. N424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Отсутствие постановки на кадастровый учет и отсутствие зарегистрированного права на объект недвижимости свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Довод административного ответчика о том, что грунтовые дороги не являются объектами кадастрового учета и регистрации права собственности основан на неверном толковании закона, поскольку данный объект включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО.
При этом ее покрытие не меняет статуса данного объекта как автомобильной дороги общего пользования.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 8 декабря 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области- без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 июля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 8 декабря 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.