Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Белова В.И, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 января 2023 года кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Бутаевой Н.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года по административному делу N 2а-6191/2022 по административному исковому заявлению Жукова Михаила Юрьевича к заместителю министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Бутаевой Н.В, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании незаконными действий, выразившихся в письме N 20-13/Ж-2625/1639 от 26 апреля 2022 года, возложении обязанности выдать субсидию.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения Жукова М.Ю. относительно удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жуков М.Ю. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к заместителю министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Бутаевой Н.В, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - административный ответчик, министерство).
В обоснование административного искового заявления указано, что Жуков М.Ю. со 2 декабря 2004 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
17 марта 2021 года в исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны поступило уведомление о выделении субсидии на имя административного истца.
Жуковым М.Ю в адрес административного ответчика направлено обращение о предоставлении ему субсидии, в чем письмом министерства от 26 апреля 2022 года N/ N ему отказано. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обращает внимание, что он с 2004 года состоит в очереди на улучшение жилищных условий как участник боевых действий. В соответствии с действующим законодательством он нуждается в улучшении жилищных условий, так как на одного члена его семьи приходится 10, 4 кв.м, при допустимых 18 кв.м. В настоящее время он проживает в однокомнатной квартире по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 31, 4 кв.м, где кроме него зарегистрированы его супруга и несовершеннолетняя дочь. Считает, что решение вопроса о его праве состоять в очереди на улучшение жилищных условий не входит в компетенцию административного ответчика.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд: признать действия административного ответчика, выраженные в письме N/ N от 26 апреля 2022 года, незаконными, возложить обязанность предоставить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, административные исковые требования Жукова М.Ю. удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, административные соответчики, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные ими ранее в апелляционной жалобе, просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Административным истцом представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9-11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что 2 декабря 2004 года Жуков М.Ю. принят на жилищный учет и включен в список первоочередного обеспечения жильём, как участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе, составом семьи 4 человека, включен в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий на приобретение жилья.
17 марта 2021 года в исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны поступило уведомление о выделении субсидии на имя Жукова М.Ю.
21 апреля 2021 года заместителем руководителя исполнительного, комитета муниципального образования город Набережные Челны Исхаковым И.З. письмом N отказано в выдаче субсидии на улучшение жилищных условий со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 марта 2022 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2022 года, признан незаконным отказ заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Исхакова И.З. от 21 апреля 2021 года, выраженный в письме N 05/1524, на исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны возложена обязанность устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения заявления Жукова М.Ю. от 9 апреля 2021 года.
Административным истцом в адрес административного ответчика направлено обращение о предоставлении субсидии.
Письмом от 26 апреля 2022 года N за подписью заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Бутаевой Н.В. Жукову М.Ю. сообщено, что субсидия за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, ему не может быть предоставлена, так как право состоять на учете по улучшению жилищных условий, как вставшего на учет до 1 января 2005 года, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления субсидии, не сохранилось, то есть прервано.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования и удовлетворяя их, пришел к правильному выводу о том, что на министерство возложены полномочия по осуществлению мероприятий выплате субсидий, тогда как обязанность по актуализации списков граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также постановки и снятия их с учета в компетенцию министерства не входит. Полномочиями по отказу Жукову М.Ю, состоящему на жилищном учете и включенному в список первоочередного обеспечения жильем, как участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе, в выдаче субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не обладает, что явилось основанием для признания оспариваемого решения министерства незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца.
Суд апелляционной инстанции правильно согласился с выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административных ответчиков, указал, что Жуков М.Ю. состоит на жилищном учете и включен в список первоочередного обеспечения жильем, как участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе. Соответствующие сведения исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны направлены в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Постановлением исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 15 апреля 2022 года N 2030 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, состоящих на жилищном учете с 2 декабря 2004 года, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, сняты лишь бывшие члены семьи Жукова М.Ю.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 (далее - Положение), предоставление субсидий на приобретение жилья, гражданам, производится в порядке очередности согласно сводному списку Получателей Субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункте 2 Положения и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 данного Положения, в том числе членам семей погибших, (умерших) инвалидов боевых действий, сформированных Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Для учета граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан N 275, сформирован республиканский реестр получателей субсидии на приобретение жилья.
Субвенции, выделяемые из федерального бюджета, предназначены для выплаты субсидии на приобретение жилья гражданам, которым установлена определенная льготная категория (ветеранам боевых действий), вставших на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 8 Положения исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в министерство.
Согласно пунктам 7, 8 Положения Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 указанного Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан в месячный срок осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в министерство.
Содержание кассационной жалобы не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 21 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Бутаевой Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 9 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.