Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Нечаевой Т.М, Якимовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ульяновска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-801/2022 по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Ионовой Зинаиде Степановне, индивидуальному предпринимателю Аверьяновой Маргарите Ивановне, Убе Эдуарду Николаевичу, Карповой Татьяне Николаевне, Мулюкову Ильгизу Мустакимовичу, обществу с ограниченной ответственностью "Лилани", муниципальному бюджетному учреждению "Центр управления городом", Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия, заслушав доклад судьи Серебряковой О.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с первоначальным иском к администрации г. Ульяновска, ИП Ионовой З.С, ИП Аверьяновой М.И, Убе Э.Н, Карповой Т.Н, Мулюкову И.М, ООО "Лилани", МБУ "Центр управления городом", Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия.
Требования мотивированы тем, что на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения был поставлен объект - "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенный по адресу: "адрес".
В нарушение пункта 1 статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ без задания, согласованного проекта, разрешения, авторского и технического надзора ответчиками на объекте культурного наследия были установлены кондиционеры, не соответствующее требованиям действующего законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Также при осмотре объекта установлено, что имеются деструкция и обрушение отделочных слоев, частичное отторжение штукатурки фасадов здания.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект культурного наследия находится в собственности или законном владении ответчиков.
Истец с учетом уточнения иска в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции просил обязать администрацию города Ульяновска, ИП Ионову З.С, ИП Аверьянову М.И, Уба Э.Н, ООО "Лилани", муниципальное бюджетное учреждение "Контакт-центр при Главе города Ульяновска", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению и ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенного по адресу: "адрес".
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о возложении обязанности провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, провести демонтаж инженерного оборудования в виде кондиционеров с фасадов объекта культурного наследия, возложении на ответчиков обязанности провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения, а также в части требований к ответчику Карповой Т.Н. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований и в части исковых требований к Мулюкову И.М. в связи с его смертью.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, АНО "Студия архитектурного творчества "Архитектурный сад", Ульяновская городская общественная организация по содействию защите прав ветеранов ВЛКСМ.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 марта 2022 г. исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Ионову Зинаиду Степановну, индивидуального предпринимателя Аверьянову Маргариту Ивановну, Уба Эдуарда Николаевича, общество с ограниченной ответственностью "Лилани", муниципальное бюджетное учреждение "Центр управления городом", Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенного по адресу: "адрес".
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 мая 2022 г. исправлены описки в определениях суда от 26 января 2022 г, от 9 февраля 2022 г, от 24 февраля 2022 г, от 11 марта 2022 г, от 16 марта 2022 г, от 20 апреля 2022 г, от 22 апреля 2022 г. и в решении суда от 16 марта 2022 г. по гражданскому делу по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Ионовой Зинаиде Степановне, индивидуальному предпринимателю Аверьяновой Маргарите Ивановне, Убе Эдуарду Николаевичу, Карповой Татьяне Николаевне, Мулюкову Ильгизу Мустакимовичу, обществу с ограниченной ответственностью "Лилани", муниципальному бюджетному учреждению "Центр управления городом", Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия, указав верно наименование ответчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, в определениях суда от 26 января 2022 г, от 9 февраля 2022 г, от 24 февраля 2022 г, от 11 марта 2022 г, указав верно наименование ответчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Центр управления городом".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 16.08.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Ионовой Зинаиде Степановне, индивидуальному предпринимателю Аверьяновой Маргарите Ивановне, Убе Эдуарду Николаевичу, Карповой Татьяне Николаевне, Мулюкову Ильгизу Мустакимовичу, обществу с ограниченной ответственностью "Лилани", муниципальному бюджетному учреждению "Центр управления городом", Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по правилам производства в суде первой инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 6 сентября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 марта 2022 г. с учетом определения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 мая 2022 г. об исправлении описки отменено, принято новое решение, которым исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Ионову Зинаиду Степановну, индивидуального предпринимателя Аверьянову Маргариту Ивановну, Уба Эдуарда Николаевича, общество с ограниченной ответственностью "Лилани", муниципальное бюджетное учреждение "Центр управления городом", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска", Романову Динару Ильгизовну, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Мулюковой Аделины Ильгизовны, Мулюкову Асию Галаветдиновну, Мулюкова Мустакима Садыковича в срок до 1 сентября 2023 г. разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенного по адресу: "адрес".
Администрация г. Ульяновска не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 сентября 2022 г. отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
От МБУ "Центр управления городом" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором поддержана кассационная жалоба Администрации города Ульяновска.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалованного по делу постановления суда апелляционной инстанции, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что распоряжением Губернатора Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области" утверждено Положение об Управлении, которое осуществляет полномочия в области охраны объектов культурного наследия с ДД.ММ.ГГГГ
На основании распоряжения Правительства Ульяновской области N- N от ДД.ММ.ГГГГ выявленный объект культурного наследия "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенный по адресу: "адрес", включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Согласно материалам дел правоустанавливающих документов и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, собственниками и законными владельцами нежилых помещений, входящих в состав здания, расположенного по адресу: "адрес", являются:
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ помещения находятся на праве оперативного управления у муниципального казенного учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска", а ранее находилось на том же праве у Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, которое было переименовано на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска согласно решению Ульяновской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, данные помещения были переданы на основании договора безвозмездного пользования Ульяновской городской общественной организации по содействию защите прав ветеранов Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи помещения N, 32 на втором этаже на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ и автономной некоммерческой организации "Студия детского архитектурного творчества "Архитектурный сад" переданы помещения N на втором этаже на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ
- с кадастровым номером N - собственник ООО "Лилани" с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 9/72 долей МБУ "Контакт-центр при Главе г. Ульяновска", переименованного в МБУ "Центр управления городом". ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 53/72 долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Ульяновска, переименованного в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 2/19 долей МБУ "Контакт-центр при Главе г. Ульяновска", переименованного в МБУ "Центр управления городом";
- с кадастровым номером N - собственники Ионова З.С. (2/3 доли) с ДД.ММ.ГГГГ, Уба Э.Н. (1/3 доля) с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник Мулюков И.М. с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ нежилые помещения на первом этаже номера на поэтажном плане 1-21, 52, 56-61 переданы ООО "Формула". На основании договора субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Формула" передало ООО "Вектор" в субаренду нежилые помещения общей площадью 180 кв.м.;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.139-143);
- с кадастровым номером N - собственник МО "г.Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 70/88 долей МБУ "Контакт-центр при Главе г. Ульяновска", переименованного в МБУ "Центр управления городом". ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 18/88 долями Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, переименованное в Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска;
- нежилое помещение с кадастровым номером N - собственник МО "г. Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления МБУ "Контакт-центр при Главе г. Ульяновска", переименованного в МБУ "Центр управления городом";
- с кадастровым номером N - собственник Аверьянова М.И. с ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером N - собственник МО "г. Ульяновск" с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 73/679 долей МБУ "Контакт-центр при Главе г. Ульяновска", переименованного в МБУ "Центр управления городом". ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права оперативного управления 606/679 долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска, переименованное в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска.
Как следует из наследственного дела собственник нежилого помещения с кадастровым номером N Мулюков И.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, его наследники - Романова Д.И. (дочь), действующая в своих интересах и в интересах опекаемой несовершеннолетней Мулюковой А.И. (дочь), 2006 г.р, Мулюкова А.Г.(мать) и Мулюков М.С. (отец) вступили в наследство, подав соответствующие заявления 16 декабря и ДД.ММ.ГГГГ
Суд первой инстанции, рассматривая спор, не определилкруг надлежащих ответчиков, которых в силу абзаца второго части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен был привлечь для участия в деле, так как в связи с характером спорного правоотношения невозможно рассмотреть дело без их участия.
Так, суд не принял во внимание, что на момент вынесения решения нежилое помещение в спорном объекте культурного наследия с кадастровым номером N, собственником которого является МО "г.Ульяновск", находилось на праве оперативного управления у муниципального казенного учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска" согласно постановлению администрации города Ульяновска N от ДД.ММ.ГГГГ, а не у Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, на которое суд решением возложил соответствующие обязанности и которое уже было переименовано на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на основании решения Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N.
Несмотря на данные сведения, имеющиеся в деле, суд первой инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ привлек для участия в деле Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в качестве соответчика, не привлекая надлежащего ответчика - муниципальное казенное учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" не привлек, тем самым нарушив нормы процессуального права.
Кроме того, судом не были привлечены в качестве соответчиков наследники Мулюкова И.М. - Романова Д.И, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Мулюковой А.И, Мулюкова А.Г. и Мулюков М.С, права и обязанности которых затронуты принятым решением, так как они вступили в наследство после смерти Мулюкова И.М.
Не получение до настоящего времени свидетельств о вступлении в наследство не является препятствием для возложения на наследников соответствующих обязанностей, возложенных на них как на наследников по обязательствам прежнего собственника и как на собственников имущества - спорного объекта недвижимости, так как, подав заявления о вступлении в наследство, наследники уже вступили в наследство, а в силу пункта 1 статьи 1163 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистами Управления, цоколь кирпичный, со стороны уличных фасадов оштукатурен и окрашен; зафиксированы многочисленные волосяные трещины, сколы, утрата фрагментов отделочных слоев; стены - кирпичные, штукатурены и окрашены; лепной декор фасадов утрачен; выявлены многочисленные трещины, фрагментарная утрата отделочных слоев, следы потеков от кондиционеров, повреждение покрасочного и штукатурного слоев от демонтажа пристроенных конструкций; состояние наружных стен неудовлетворительное; кровля - вальмовая; покрытие металлическое, доступ к чердачным помещениям ограничен, зафиксированы следы протечек на потолках 3 этажа; перекрытия - оштукатурены и окрашены, подвесные потолки, потолочная плитка. Зафиксированы трещины на оштукатуренных потолках, деструкция отделочных материалов, следы протечек кровли; полы - покрытие паркет, керамогранитная плитка, линолеум; зафиксирован износ покрытия; наблюдаются трещины, потертости, деформация материала, утрата фрагментов плитки; стены, их состояние, связи - в интерьере помещений стены оштукатурены и окрашены, облицованы плиткой и стеновыми панелями; зафиксированы многочисленные трещины, деструкция отделочных материалов, грибок в помещении магазина; лестницы - бетонные, облицованы плитами; зафиксированы многочисленные сколы ступеней, износ материала, потертости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В пункте 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что сохранение объекта культурного наследия в целях данного Закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
По смыслу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Законах" 73-ФЗ.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований настоящего Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
На основании пункта 1 статьи 63 Закона N 73-ФЗ и пункта 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника истории и культуры, в частности, охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.
Имеется утвержденное охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенного по адресу "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ N-пр, которое выдано собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений.
Кроме того, собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений Правительством направлялись уведомления о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.
Пунктом 13 статьи 47.6 Закона N73-Ф3 предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении, указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм закона, возложенные законом обязанности по сохранению объекта культурного наследия несут собственники помещений либо субъекты, которым нежилые помещения в спорном объекте переданы на праве оперативного управления, а доводы апелляционных жалоб и доводы в суде апелляционной инстанции МБУ "Центр управления городом" о том, что Управления не являются собственниками нежилых помещений, судебной коллегией апелляционной инстанции были отклонены, так как им данные помещения были переданы на праве оперативного управления, при наличии которого на них возлагается установленные законом обязанности.
При этом оснований для возложения данных обязанностей на организации, которым переданы помещения на праве безвозмездного пользования, не имелось, так как занимаемые ими помещения были переданы первоначально на праве оперативного управления МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска".
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судом апелляционной инстанции не было установлено.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ проведение ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия возможно только после согласования проекта реставрации и акта экспертизы с Управлением, а также соответствующего обследования самого здания, суд апелляционной инстанции исковые требования удовлетворил с возложением на администрацию города Ульяновска, ИП Ионову З.С, ИП Аверьянову М.И, Уба Э.Н, ООО "Лилани", МБУ "Центр управления городом", Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска", Мулюкову А.Г, Мулюкова М.С, Романову Д.И, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Мулюковой А.И. в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения "Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г, 1881 г.", расположенного по адресу: "адрес".
При этом конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что поскольку ответчики не обращались в уполномоченный орган за получением таких заданий, научно-проектная документация ответчиками не разрабатывалась, в настоящее время не представляется возможным определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия, и определить стоимость работ в твердой денежной сумме, приходящуюся на каждого ответчика, кроме того, таких требований не было заявлено.
При установлении срока, необходимого для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, суд апелляционной инстанции исходил из целесообразности, разумности, соблюдения необходимого порядка для выполнения ответчиками вышеуказанных обязанностей в рамках заявленного истцом срока.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Довод заявителя о неисполнимости решения суда в связи с тем, что разумный срок на выполнение вышеуказанных работ должен быть установлен не менее двух лет, подлежит отклонению, как не подтвержденный какими-либо доказательствами и основанный на предположении. При этом необходимо исходить из того, что данный спор по существу разрешен в сентябре 2022 г, сведений о принятии мер по исполнению вступившего в силу судебного акта по данному делу, в том числе организационных, кассатором не представлено, в связи с чем объективных данных, свидетельствующих о полной невозможности исполнения охранных обязательств в установленные сроки, нет, как и о реальности иных сроков. Апелляционный суд исходил из целесообразности, разумности, соблюдения необходимого порядка для выполнения ответчиками вышеуказанных обязанностей в рамках заявленного истцом срока. Иного из материалов дела и доводов кассатора не следует.
Вместе с тем, при наличии соответствующих доказательств, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта в порядке статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения апелляционного определения на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи Т.М. Нечаева
О.Н. Якимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.