Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Николайчевой Т.С. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N152 Одинцовского судебного района Московской области от 8 апреля 2022 года и решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года, вынесенные в отношении заведующей сектором финансов, экономики и закупок Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа Московской области Николайчевой Т.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N152 Одинцовского судебного района Московской области от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Одинцовского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года, заведующая сектором финансов, экономики и закупок Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа Московской области Николайчева Т.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Николайчева Т.С. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Николайчевой Т.С. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на государственные (муниципальные) нужды, соглашениям, а также по иным основаниям согласно законодательству Российской Федерации, не возвращенным контрагентом в случае расторжения указанных контрактов (соглашений), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020930000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами";
Также в пункте 1.6 Приложения N 1 к письму Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 1 декабря 2021 года N 02-06-07/97427, N 07-04-05/02-29373 указано о том, что просроченная дебиторская задолженность по расходам, в отношении которой получателем бюджетных средств осуществляются мероприятия по восстановлению расходов бюджета (возврату в бюджет ранее произведенных расходов), в том числе по произведенным в рамках государственных (муниципальных) контрактов, соглашений, предварительным оплатам, подлежащим возврату контрагентом в случае расторжения контрактов (соглашений), по восстановлению в бюджет расходов бюджета по результатам претензионной работы, в том числе возврату излишне выплаченной заработной платы, задолженности уволенных сотрудников по подотчетным суммам, в составе показателей счетов 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 1 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами" не отражается и подлежит отражению по состоянию на 1 января 2022 г. по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет".
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Контрольно-счетной палаты Одинцовского городского округа от 21 февраля 2022 года должностными лицами названного органа проведено экспертно-аналитическое мероприятие "Внешняя проверка бюджетной отчетности Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа за 2021 год".
По результатам проверки бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств - Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа (далее также - ТУ Одинцово) 28 февраля 2022 года установлены факты искажения бюджетной отчетности. Согласно данным бухгалтерского учета ТУ Одинцово по счету 120623000 "Расчеты по авансам по коммунальным услугам" по состоянию на 1 января 2022 года имеется дебиторская задолженность АО "Мосэнергосбыт" в сумме 4, 307 тыс. руб, которая отражена в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) ТУ Одинцово на 1 января 2022 года по строке 260 "Дебиторская задолженность по выплатам" в общей сумме 22, 335 тыс. руб. Данная дебиторская задолженность образовалась в результате переплаты по муниципальному контракту от 10 марта 2021 года N 99902215, заключенному с АО "Мосэнергосбыт" на закупку в 2021 году услуг по электроснабжению помещений ТУ Одинцово на общую сумму 720 000 руб. Дата окончания исполнения контракта - 31 декабря 2021 года. Соглашением б/н от 1 февраля 2022 года контракт с АО "Мосэнергосбыт" от 10 марта 2021 года N99902215 расторгнут.
В соответствии с приведенными выше требованиями законодательства дебиторская задолженность в сумме 4, 307 тыс. руб. подлежала отражению по состоянию на 1 января 2022 года на счете 120936000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет". Также данная задолженность подлежала отражению в Балансе (ф.0503130) по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам".
Таким образом, допущено искажение показателя строки 260 "Дебиторская задолженность по выплатам" гр. 6, 8 Баланса (ф.0503130) на сумму 4, 307 тыс. руб. или на 23, 89 % (вместо 22, 335 тыс. руб. следовало отразить 18, 028 тыс. руб.) и показателя строки 250 "Дебиторская задолженность по доходам" гр.6, 8 Баланса (ф.0503130) на 4, 307 тыс. руб. или 100 % (вместо 0, 000 тыс. руб. следовало отразить 4, 307 тыс. руб.).
Ответственным за допущенные нарушения является заведующая сектором финансов, экономики и закупок Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа Московской области Николайчева Т.С.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Николайчевой Т.С. правильно квалифицировано по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы данные бухгалтерского учета и составленная на их основе бухгалтерская (финансовая) отчетность должны быть сопоставимы у субъектов учета (субъектов отчетности) вне зависимости от типов государственных (муниципальных) учреждений, уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды их деятельности.
Доводы Николайчевой Т.С. об отсутствии в ее деянии состава указанного административного правонарушения, не могут повлечь отмену судебных актов. Согласно пункту 7.3 Приложения N 1 к Письму Минфина России N 02-06-07/121653, Казначейства России N 07-04-05/02-31103 от 12 декабря 2022 года в течение финансового года задолженность, подлежащая урегулированию (дебетовый остаток по возврату ранее предоставленного авансового платежа), отраженная по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", в случае, если поставка товаров, выполнение работ и услуг не предполагаются, инициировано расторжение контракта (договора), переносится на соответствующие счета аналитического учета счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (0 209 34 000, 0 209 36 000). При этом задолженность по возврату авансов 2022 года, отраженная в 2022 году на счете КРБ 1 209 34 000 и неисполненная на конец отчетного периода, переносится последним рабочим днем отчетного периода на счет КДБ 1 209 36 000 и отражается в Сведениях (ф. 0503169) в составе просроченной задолженности.
Вопреки доводам жалобы в данном случае имело место искажение информации об обязательствах более чем на 10 процентов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Николайчевой Т.С. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Николайчевой Т.С. в пределах, предусмотренных санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N152 Одинцовского судебного района Московской области от 8 апреля 2022 года и решение судьи Одинцовского городского суда Московской области от 3 июня 2022 года, вынесенные в отношении заведующей сектором финансов, экономики и закупок Территориального управления Одинцово Администрации Одинцовского городского округа Московской области Николайчевой Т.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Николайчевой Т.С. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.