Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Игнатьева Ю.Г. к ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Игнатьев Ю.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по необеспечению надлежащих условий его содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в период с 14 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года в размере 250 000 рублей.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Игнатьев Ю.Г. назначенное ему приговором суда наказание отбывал в ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области, а 14 апреля 2021 года для дальнейшего отбывания наказания был направлен в ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и по пути следования с 14 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года содержался в СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в камере N 3/38, площадью 15, 5 кв.м, которая находилась в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии и в ней содержалось до 6 человек. При этом большая часть камеры была занята железными двухъярусными кроватями размером - 1, 9 х 0, 7 м, деревянным столом, а также туалетом совмещенным с рукомойником, свободное место для передвижения отсутствовало; старые кровати без матрасов, горячей питьевой воды не было, душ отсутствовал, в камере было холодно и сыро, вентиляция не работала; не был обеспечен для индивидуального пользования постельными принадлежностями, полотенцем и посудой при прибытии, в камере находился с осужденными при особо опасном рецидиве; радиоточка в камере была в неисправном состоянии.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 марта 2022 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Игнатьева Ю.Г. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Игнатьева Ю.Г. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 70 000 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 января 2023 года электронно через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 февраля 2023 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Ссылаются на то, что Игнатьев Ю.Г. в оспариваемый период имел статус осужденного, в связи с чем Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в отношении административного истца не может быть применен. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность администрации следственного изолятора в обязательном порядке обеспечивать всех прибывших столовыми приборами, постельным бельем. При этом 14 апреля 2021 года Игнатьев Ю.Г. получил полный комплект постельного белья, после чего был сдан при убытии из следственного изолятора. Обращают внимание, что за время пребывания в следственном изоляторе Игнатьев Ю.Г. в адрес начальника учреждения каких-либо жалоб, заявлений по вопросам, касающимся его условий содержания, не подавал.
На кассационную жалобу Игнатьевым Ю.Г. в лице представителя Петрова Р.Н. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие по делу, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, установилфакты нарушения условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в период с 14 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года, в части перелимита лиц, содержащихся в камере; содержания ранее неотбывшего лишения свободы Игнатьева Ю.Г. с лицами, ранее отбывавшими лишение свободы при особо опасном рецидиве преступлений; не обеспечения при прибытии в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области постельными принадлежностями, полотенцем и посудой. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий административного истца, критерии достаточности компенсации, отсутствие доказательств соблюдения надлежащих условий содержания Игнатьева Ю.Г. в местах принудительного содержания.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Игнатьев Ю.Г. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области с 14 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года в камере N 3/38, площадью 15, 5 кв.м, где помимо него содержалось 5 человек.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
В представлении прокуратуры в адрес исправительного учреждения от 19 мая 2021 года указывалось на нарушение требований подпункта 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 части 2 статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а именно; в камере N 3/38 в оспариваемый период ранее не отбывавший лишение свободы Игнатьев Ю.Г. содержался с ранее отбывавшим лишение свободы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, а также с осужденным при особо опасном рецидиве преступлений ФИО9 При этом численность осужденных в камере 3/38 площадью 15, 5 кв.м - 5 человек.
Также Игнатьев Ю.Г. при прибытии в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области не был обеспечен для индивидуального пользования постельными принадлежностями, полотенцем и посудой.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189.
Довод кассационной жалобы о том, что санитарная норма жилой площади в камере соответствовала положениям закона, несостоятелен.
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (частью 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Административный истец приговором Иркутского областного суда от 13 июня 2017 года (с учётом последующего изменения) осуждён за совершение преступления, предусмотренного пунктом "а" статьи 102 Уголовного кодекса РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 29 апреля 1993 года N 4901-1) к 9 годам 11 месяцев лишения свободы. На основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений, путем частичного сложения данного наказания с наказанием по приговору от 5 июня 2006 года, административный истец приговорён к 24 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Главой 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентированы условия отбывания наказания в исправительном учреждении.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (часть 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в указанный Игнатьевым Ю.Г. период он являлся осужденным, в соответствии с приведенными положениями норма жилой площади в камере, в которой он содержался в период с 14 апреля 2021 года по 19 апреля 2021 года, не могла быть меньше 2 кв.м.
Однако с учетом площади камеры, количества содержащихся в ней помимо административного истца лиц, на которых должно приходиться не менее 4 кв.м на одного содержащегося в камере, то на административного истца приходилось общей площади менее установленной нормы.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Игнатьева Ю.Г, поскольку на осужденных, переведенных в следственный изолятор, действие Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", распространяется в части порядка их содержания, а условия содержания должны соответствовать условиям, которые они имели при отбывании наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Кроме того доказано нарушение, выразившееся в необеспечении Игнатьева Ю.Г. по прибытию в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцем, посудой.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к изменению оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 15 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.