Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при помощнике судьи Борковской А.Б, с участием прокурора Гаврилова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1002/2022 по апелляционным жалобам главы городского округа Власиха Московской области, Яблочкиной Н.Л. на решение Московского областного суда от 4 октября 2022 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление главы городского округа Власиха Московской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 31 августа 2009 года N 35 "Об утверждении Устава городского округа Власиха Московской области" (в редакции от 10 июня 2019 года N 137/26).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Катаевой С.И, заключение прокурора Гаврилова Д.А, полагавшего решение подлежащим отмене в части, изменению в части, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 31 августа 2009 года N 35 принят Устав городского округа Власиха Московской области (далее - Устав, Устав городского округа). Названный нормативный правовой акт зарегистрирован в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 9 сентября 2009 года (регистрационный номер RU503370002009001), опубликован 15 сентября 2009 года в издании "Новые рубежи", N 42 (спецвыпуск).
Устав городского округа Власиха Московской области действует в редакции решений Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 8 декабря 2009 года N 78, от 24 ноября 2010 года N 24/89, от 23 мая 2012 года N 47/26, от 20 ноября 2013 года N 63/71, от 7 октября 2015 года N 88/44, от 4 июля 2018 года N 121/31, от 10 июня 2019 года N 137/26 (опубликованы в издании "Новые рубежи", N 7, 30 января 2010 года; N 51, 21 июля 2012 года; в издании "Вести Власихи", N 1-2, 29 января 2011 года; N 1, 23 января 2016 года (спецвыпуск); N 8, 6 июля 2018 года (спецвыпуск); N 10, 24 августа 2018 года (спецвыпуск); N 12, 11 июля 2019 года (спецвыпуск)).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа Власиха Московской области обладают в числе прочего полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам для потребителей.
Пункт 13 части 9 статьи 23 Устава к компетенции Совета депутатов городского округа Власиха Московской области относит утверждение структуры администрации городского округа Власиха Московской области по представлению главы администрации городского округа Власиха Московской области.
Пунктом 7 части 3 статьи 27 Устава округа установлено, что глава городского округа Власиха Московской области в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
Согласно части 4.1 статьи 27 Устава в случае временного отсутствия главы городского округа Власиха Московской области глава городского округа Власиха Московской области на период временного отсутствия муниципальным правовым актом возлагает исполнение своих полномочий на заместителя председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области или на одного из депутатов Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
В силу пункта 2 части 8.1 статьи 27 Устава полномочия главы городского округа Власиха Московской области прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях: установления в отношении избранного на муниципальных выборах главы городского округа Власиха Московской области факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанное лицо было зарегистрировано в качестве кандидата на выборах главы городского округа Власиха Московской области.
Частью 9 статьи 27 Устава закреплено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы городского округа Власиха Московской области либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области. В случае невозможности исполнения полномочий главы городского округа Власиха Московской области заместителем председателя Совета депутатов городского округа Власиха Московской области Совет депутатов городского округа Власиха Московской области назначает временно исполняющим полномочия главы городского округа Власиха Московской области одного из депутатов Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
Пунктом 1 части 1 статьи 29 Устава к полномочиям администрации городского округа Власиха Московской области отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Власиха Московской области по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета депутатов городского округа Власиха Московской области и постановлениями, распоряжениями главы городского округа Власиха Московской области, руководителя администрации городского округа Власиха Московской области.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Устава в полномочия администрации городского округа Власиха Московской области входит подготовка проектов решений Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, постановлений и распоряжений главы городского округа Власиха Московской области, руководителя администрации городского округа Власиха Московской области, иных местных правовых актов.
Частью 1 статьи 31 Устава закреплено, что структуру и штатное расписание Контрольно-счетной палаты городского округа Власиха Московской области в пределах средств, выделенных на его содержание, утверждает Совет депутатов городского округа Власиха Московской области по представлению главы городского округа Власиха Московской области.
В силу второго абзаца части 3.2 статьи 36 Устава голос главы городского округа Власиха Московской области учитывается при принятии решений Советом депутатов городского округа Власиха Московской области как голос депутата Совета депутатов городского округа Власиха Московской области.
Частью 4 статьи 36 Устава определено, что глава городского округа Власиха Московской области в пределах своих полномочий, установленных Уставом городского округа Власиха Московской области и решениями Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов городского округа Власиха Московской области, а также по иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством и Уставом городского округа Власиха Московской области.
Согласно четвертому абзацу статьи 57 Устава голос главы городского округа Власиха Московской области, входящего в состав Совета депутатов городского округа Власиха Московской области с правом решающего голоса, учитывается при принятии Устава городского округа Власиха Московской области, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Власиха Московской области как голос депутата.
Глава городского округа Власиха Московской области Потапчук Г.В. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Власиха Московской области, в котором с учетом уточнений просил признать приведенные выше положения недействующими с даты вступления в законную силу решения суда.
Пункт 7 части 3 статьи 27, часть 4.1 статьи 27, пункт 2 части 8.1 статьи 27, часть 9 статьи 27, абзац второй части 3.2 статьи 36, часть 4 статьи 36, абзац четвертый статьи 57 Устава, регулирующие вопросы, касающиеся осуществления деятельности главы городского округа, избираемого из числа депутатов Совета депутатов и являющегося председателем Совета депутатов, не подлежат применению в связи с изменением Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" с 3 июля 2016 года порядка формирования органов местного самоуправления. В силу действующего правового регулирования глава закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) подлежит избранию представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Также, по мнению главы городского округа, подлежат признанию недействующими пункт 13 части 9 статьи 23 в части слова "администрации" после слова "главы"; пункт 1 части 1 статьи 29 в части слова "руководителя"; пункт 3 части 1 статьи 29 в части слова "руководителя" в связи с упразднением должности руководителя администрации.
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ признан утратившим силу пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящий к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, в связи с чем пункт 5 части 1 статьи 10 Устава городского округа подлежит признанию недействующим.
Часть 1 статьи 31 Устава противоречит части 8 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", согласно которой в настоящее время штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования не по представлению главы городского округа, а по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.
Решением Московского областного суда от 4 октября 2022 года административное исковое заявление главы городского округа Власиха Московской области удовлетворено частично. Признаны недействующими с даты вступления в законную силу решения суда пункт 7 части 3 статьи 27, часть 4.1 статьи 27, пункт 2 части 8.1 статьи 27, часть 9 статьи 27, абзац второй части 3.2 статьи 36, часть 4 статьи 36, абзац четвертый статьи 57, пункт 5 части 1 статьи 10, часть 1 статьи 31 Устава городского округа Власиха Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 31 августа 2009 года N 35 "Об утверждении Устава городского округа Власиха Московской области" (в редакции решения Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 10 июня 2019 года N 137/26).
В апелляционной жалобе глава городского округа Власиха Московской области Потапчук Г.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что пункт 13 части 9 статьи 23 Устава в части слова "администрации", пункт 1 части 1 статьи 29 Устава в части слова "руководителя", пункт 3 части 1 статьи 29 Устава в части слова "руководителя" противоречат части 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, позволяющей возглавлять администрацию округа как главе муниципального образования, так и лицу, назначенному на должность главы местной администрации по контракту. Устав должен содержать в себе однозначно определенные нормы относительно структуры органов местного самоуправления, а не альтернативные нормы, допустимые в силу Федерального закона N 131-ФЗ. В связи с тем, что глава городского округа Власиха Московской области возглавляет администрацию, должность руководителя администрации упразднена.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Яблочкина Н.Л. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что местное самоуправление осуществляет свои полномочия исключительно в рамках Конституции Российской Федерации и только в тех пределах, которые разрешены местному самоуправлению нормами федерального законодательства. Самоуправство, присвоение должностным лицом дополнительных возможностей, функций, прав не допустимо. Внесение изменений в Устав городского округа отнесено к компетенции Совета депутатов городского округа Власиха, обращение в суд с административным иском об оспаривании положений Устава является попыткой подмены полномочий представительного органа местного самоуправления. Часть 9 статьи 27, часть 4.1 статьи 27 Устава являются действующими, устанавливают порядок назначения лица, исполняющего обязанности главы в случае досрочного прекращения полномочий действующего главы или его временного отсутствия, и в полной мере соответствуют пункту 7 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Административный истец, заявляя о несоответствии пункта 1 статьи 31 Устава федеральному законодательству в полном объеме, фактически требует исключить из Устава Совета депутатов полномочие по утверждению структуры контрольно-счетной палаты, что идет в разрез с требованием пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ. Оспариваемая норма могла быть признана не действующей только в части слов "по представлению главы городского округа Власиха Московской области". Заявляя требование о признании несоответствующим действующему законодательству пункта 2 части 8.1 статьи 27 Устава, административный истец не приводит доводов и оснований прекращения действия данной нормы, которая воспроизводит пункт 2 части 6.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и соответствует Федеральному закону "О противодействию коррупции".
Представительный орган вправе устанавливать правила отбора и требования к кандидату на должность главы городского округа, в том числе ответственность за предоставление ложных сведений.
От прокуратуры Московской области, главы городского округа Власиха Московской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу заинтересованного лица Яблочкиной Н.Л, в которых указано на необоснованность жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Разрешая дело и частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что некоторые положения Устава городского округа Власиха Московской области в связи с изменением законодательства вошли в противоречие с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", пунктом 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 8 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и согласующимися с нормами материального права.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1, 1.1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статьям 7, 43 поименованного федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.
Исходя из положений пунктов 4, 5 части 1, частей 2, 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.
Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Устав городского округа Власиха Московской области, а также последующие изменяющие его акты приняты представительным органом муниципального образования - Советом депутатов городского округа Власиха Московской области, в установленных порядке и форме, зарегистрированы в управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, опубликованы, обнародованы в установленном порядке и введены в действие.
Доводов о несогласии с названными выводами суда апелляционные жалобы не содержат, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, в том числе устав муниципального образования, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 9 статьи 44 поименованного закона устанавливает, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2009 года N 70 закрытый военный городок N 22/1 преобразован в закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области.
Статьей 7 Устава городского округа Власиха установлено, что муниципальное образование - поселок Власиха, является закрытым административно-территориальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, и которое входит в состав Московской области. Статус муниципального образования - городской округ, установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Согласно статье 80 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами; особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами.
В силу части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных данным законом.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования 1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются; 4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; 5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (части 1, 2 статьи 36).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (части 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
По смыслу названных положений глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, не может одновременно являться председателем или депутатом представительного органа муниципального образования.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 297-ФЗ, вступившим в силу 4 июля 2016 года, в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 внесены изменения, согласно которым глава закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Полномочия главы закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в случае преобразования или упразднения закрытого административно-территориального образования (абзацы первый, пятый части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1).
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 297-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" глава закрытого административно-территориального образования, избранный на муниципальных выборах или из состава представительного органа закрытого административно-территориального образования до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, продолжает осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий.
В связи с изменением федерального законодательства решением Совета депутатов городского округа Власиха МО от 4 июля 2018 года N 121/31 в часть 2 статьи 27 Устава городского округа Власиха Московской области внесены изменения, согласно которым глава городского округа Власиха Московской области избирается Советом депутатов городского округа Власиха Московской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию городского округа Власиха Московской области.
Избранный в соответствии с требованиями нового правового регулирования глава городского округа Власиха Московской области вступил в должность и возглавил местную администрацию 21 декабря 2018 года (постановление главы городского округа Власиха Московской области от 21 декабря 2018 года N 20).
Учитывая изложенное, положения Устава городского округа, определяющие порядок временного замещения главы городского округа депутатом представительного органа, право главы городского округа на принятие решений по вопросам организации деятельности Совета депутатов, право главы городского округа голосовать при принятии решений представительным органом муниципального образования, основание прекращения полномочий главы городского округа, избранного на муниципальных выборах, обоснованно признаны судом не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Таким образом, решение суда в части признания недействующими пункта 7 части 3 статьи 27, части 4.1 статьи 27, пункта 2 части 8.1 статьи 27, части 9 статьи 27, абзаца второго части 3.2 статьи 36, части 4 статьи 36, абзаца четвертого статьи 57 Устава городского округа Власиха Московской области является правильным.
При этом, подпункт 2 пункта 8.1 статьи 27, по мнению судебной коллегии, не подлежащий применению к главе округа, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, может быть им оспорен в судебном порядке как содержащий излишнее правовое регулирование.
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу 1 мая 2019 года, признан утратившим силу пункт 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления отнесено регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
При таком положении пункт 5 части 1 статьи 10 Устава городского округа, включающего названное полномочие в компетенцию органов местного самоуправления, обоснованно признан недействующим.
Согласно частям 5, 8 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 года N 255-ФЗ, вступившего в силу 30 сентября 2021 года, структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа.
Часть 1 статьи 31 Устава, предусматривающая, что структуру и штатное расписание контрольно-счетной палаты городского округа Власиха Московской области в пределах средств, выделенных на его содержание, утверждает Совет депутатов городского округа Власиха Московской области по представлению главы городского округа Власиха Московской области, не соответствует вышеназванным положениям в части определения лица, имеющего право вносить на рассмотрение Совета депутатов представление относительно структуры и штатного расписания контрольно-счетной палаты городского округа.
Оспаривая названное положение Устава, глава городского округа ссылается на отсутствие у него в силу положений федерального законодательства права на представление на рассмотрение Совета депутатов структуры и штатного расписания контрольно-счетного органа и не приводит доводов о несоответствии части 1 статьи 31 Устава действующему законодательству, имеющему большую силу, в остальной части.
Не установлено названных обстоятельств и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
В связи с этим, судебная коллегия не находит оснований для признания названной нормы, устанавливающей порядок формирования контрольно-счетного органа на основании решения Совета депутатов, недействующей в полном объеме, считает возможным решение суда в названной части изменить, признав часть 1 статьи 31 Устава городского округа Власиха Московской области не действующей в части слов "по представлению главы городского округа Власиха Московской области".
Что касается выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части пункта 13 части 9 статьи 23 в части слова "администрации" после слова "главы"; пункта 1 части 1 статьи 29 в части слова "руководителя"; пункта 3 части 1 статьи 29 в части слова "руководителя", судебная коллегия находит их верными.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Между тем, вышеприведенные положения Устава не входят в противоречие с положениями статей 36, 37 Федерального закона N 131-ФЗ, статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1, поскольку в силу названных положений глава закрытого административно-территориального образования одновременно является главой местной администрации.
Само по себе отсутствие самостоятельной должности руководителя администрации о несоответствии поименованных положений Устава нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствует, права и законные интересы административного истца не нарушает и основанием для признания их недействующими являться не может.
Доводы административного истца об отсутствии у заинтересованного лица Яблочкиной Н.Л, являющейся депутатом Совета депутатов городского округа и жителем городского округа Власиха, заинтересованности в исходе рассмотрения дела и права на участие в процессе, основанием к отмене или изменению решения суда не является.
Ссылки заинтересованного лица Яблочкиной Н.Л. о необоснованном вмешательстве главы городского округа в компетенцию представительного органа муниципального образования подлежат отклонению, поскольку данных, свидетельствующих о соблюдении Советом депутатов городского округа сроков приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, как установлено частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, не представлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского областного суда от 4 октября 2022 года изменить, признать часть 1 статьи 31 Устава городского округа Власиха Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Власиха Московской области от 31 августа 2009 года N 35 "Об утверждении Устава городского округа Власиха Московской области" недействующей в части слов "по представлению главы городского округа Власиха Московской области".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы главы городского округа Власиха Московской области, Яблочкиной Н.Л. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.