Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей: Корпачевой Е.С, Щербаковой А.Ю.
при секретаре Постниковой К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1016/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Осипова Михаила Львовича о признании незаконными действий государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" по перерасчету кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" на решение Московского областного суда от 24 октября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, судебная коллегия по административным делам
установила:
индивидуальный предприниматель Осипов М.Л. (далее - административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил суд признать незаконными действия государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" (далее также - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки", Учреждение):
по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 150 276 792 руб. 36 коп.;
по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 82 580 391 руб. 60 коп.;
по включению в акт ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N 304 от 21 ноября 2019 года кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 150 276 792 руб. 36 коп. и кадастровым номером N в размере 82 580 391 руб. 60 коп.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N и N
В рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена и утверждена в размере 41 390 046 руб. 04 коп, в последующем изменена и утверждена актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" в размере 150 276 792 руб. 36 коп.
В отношении объекта с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 кадастровая стоимость утверждена в размере 20 646 554 руб. 14 коп, в последующем изменена утверждена актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" в размере 82 580 391 руб. 60 коп.
Перерасчет кадастровой стоимости указанных объектов осуществлен в связи с внесением изменения в адрес объектов в результате изменения в наименовании муниципального образования "Одинцовский район" на "Одинцовский городской округ".
Административный истец полагал, что перерасчет кадастровой стоимости произведен без достаточных на то оснований, поскольку не связан с изменением качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, в связи с чем противоречит положениям статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке). В результате такого перерасчета кадастровая стоимость нежилых зданий увеличилась в два раза, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение его налоговых обязательств.
Решением Московского областного суда от 24 октября 2022 административное исковое заявление Осипова М.Л. удовлетворено.
Судом признаны незаконными действия ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по перерасчету кадастровой стоимости по состоянию на 20 ноября 2019 года объектов недвижимости: с кадастровым номером N в размере 150 276 792, 36 руб.; с кадастровым номером N в размере 82 580 391, 60 руб.
Признаны незаконными действия ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по включению в акт N 304 от 21 ноября 2019 года: кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенной по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 150 276 792, 36 руб.; кадастровой объекта недвижимости с кадастровым номером N, определенной по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 82 580 391, 60 руб.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" подана апелляционная жалоба, в которой со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, принятого с нарушением норм материального права, содержится просьба об отмене состоявшегося по делу решения. Учреждение в апелляционной жалобе указывает на то, что на дату определения спорной кадастровой стоимости статья 16 Закона о кадастровой оценке не содержала прямого запрета на расчет кадастровой стоимости объектов, поступивших из органа регистрации прав в составе перечня с учетом ранее полученной новой информации об объекте. Полагает, что административным истцом избран неверный способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов при обращении с настоящим административным иском.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Осипова М.Л. - Шаталина Л.С. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрении административного дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного разбирательства по делу не просили. Представителем ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Поскольку неявка в судебное заседание участников судебного разбирательства не препятствует рассмотрению дела, в связи с этим судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о кадастровой оценке (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 274-ФЗ) к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В пункте 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, и действовавших на дату принятия оспариваемого акта, предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Московской области от 23 мая 2017 года N 372/17 "О переходе к проведению государственной кадастровой оценки Московской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода в Московской области к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом - 1 июля 2017 года.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" утверждены результаты государственной кадастровой оценки в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категории земель лесного фонда, на дату Государственной кадастровой оценки - 1 января 2018 года, проведенной государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки".
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что определение кадастровой стоимости спорных нежилых зданий было произведено в условиях отсутствия какой-либо информации об изменении количественных и качественных характеристик принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости изменена административным ответчиком произвольно, в связи с этим пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу принадлежат объекты недвижимости: нежилое здание придорожного сервиса с кадастровым номером N, площадью 2 505, 3 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" нежилое здание придорожного сервиса с кадастровым номером N, площадью 2 338, 9 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
По состоянию на 01 января 2018 года определена кадастровая стоимость вышеназванных объектов: с кадастровым номером N в размере 41 390 046.04 руб, с кадастровым номером N в размере 20 646 554.14 руб. Результаты кадастровой оценки внесены в ЕГРН.
Решением администрации Одинцовского городского округа Московской области от 13 ноября 2019 года N 962 в связи с изменением наименования муниципального образования "муниципальный район" на "городской округ" вышеназванным объектам недвижимости присвоены адреса, указано муниципальное образование - Одинцовский городской округ.
Из письменного ответа Управления Росреестра по Московской области от 21 января 2021 года N 10а-00233/21 на обращение Осипова М.Л. установлено, что в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N на основании решения администрации Одинцовского городского округа Московской области о присвоении (аннулировании) адреса в ЕГРН внесены сведения об адресе данных объектов.
Из материалов дела усматривается, что причиной для пересмотра кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости явилось изменение такой характеристики объектов недвижимости как адрес.
Из письменных пояснений ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" следует, что на основании сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Московской области, произведен перерасчет кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 16 Закона о кадастровой оценке. Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости обусловлено изменением функциональной подгруппы с 0704 на 0403 "прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складских объектов, торговые базы", поскольку по состоянию на 1 января 2018 года объекты были отнесены в некорректную группу. Изменение функциональной подгруппы обоснованно уточнением вида функционального использования объекта недвижимости, в том числе на основании сведений перечня объектов недвижимого имущества, а также получением сведений из открытых источников. Составлен акт N 304 от 21 ноября 2019 года, который направлен в Управление Росреестра по Московской области.
Как следует из представленных ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости от 23 октября 2020 года в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером N, кадастровая стоимость была установлена в размере 41 390 046, 04 руб. по состоянию на 1 января 2018 года. В числе ценообразующих факторов указаны в том числе: код подгруппы 0710 "Котельные", строительный объем 9 563, 24 куб. м.
Согласно разъяснениям, связанным с определением кадастровой оценки этого объекта недвижимости по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 150 276 792, 36 руб, указаны код подгруппы: 0403 "Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы", строительный объем 12 238, 53 куб. м.
Из разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, от 23 октября 2020 года в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что кадастровая стоимость установлена в размере 20 646 554, 14 руб. по состоянию на 1 января 2018 года. В числе ценообразующих факторов указаны в том числе: код подгруппы 0704 "Производственные, производственно-складские и производственно-административные здания площадью 100 и более кв. м", строительный объем 8 550, 82, куб. м.
Согласно разъяснениям, связанным с определением кадастровой оценки этого же объекта недвижимости по состоянию на 20 ноября 2019 года в размере 82 580 391, 60 руб, указаны: код подгруппы 0403 "Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объекты, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы", строительный объем 10 126, 27 куб. м.
Вместе с тем, как верно указано в решении суда, изменение в адресе объектов недвижимости в связи с отнесением их к городскому округу, не является изменением количественных и качественных характеристик объектов недвижимости. Доказательств того, что указанное обстоятельство является ценообразующим фактором, влияющим на определение кадастровой стоимости, не представлено. Исходя из вышеуказанных разъяснений какой-либо зависимости расчета кадастровой стоимости от изменения адреса объекта не установлено.
Кроме того, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости во всех вышеназванных случаях выполнено методом сравнительной единицы в рамках затратного подхода, при этом изменение адреса объектов не связано с изменением строительного объема зданий, доказательств увеличения строительного объема зданий по состоянию на 20 ноября 2019 года административным ответчиком не представлено.
Из объяснений представителя административного истца следует, что в период с 1 января 2018 года по 20 ноября 2019 года какие - либо строительные работы, связанные с реконструкцией или увеличением строительного объема здания, в указанный период не производились, сведения об изменении площади или иных характеристик объекта для внесения в ЕГРН административным истцом не представлялись.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" доказательств, свидетельствующих об обоснованности произведенного перерасчета кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 20 ноября 2019 года и включению этой стоимости в акт от 21 ноября 2019 года N 304 не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.