Дело N 2а-2191/2021
г. Краснодар 01.09.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 24.05.2022 кассационную жалобу ФИО5 на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21.09.2021 и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.02.2022 по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю к ФИО5 о взыскании недоимки по налогам.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Межрайонная ИФНС N 8 по Краснодарскому краю (инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 5 840 руб, пени - 81, 47 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда: налог в размере 22 290, 61 руб, пени - 310, 95 руб, на общую сумму - 28 523, 03 руб.
В обоснование требований налоговый орган указал, что 20.02.2019 была прекращена деятельность ФИО5 в качестве индивидуального предпринимателя.
В установленный законом срок налог, предусмотренный статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), административный ответчик не уплатила. Требование об уплате налога исполнено не было. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с ФИО5 вышеназванной недоимки по возражениям должника отменен 14.01.2020.
Ссылаясь на изложенное, инспекция просила об удовлетворении административного иска.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 21.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии административным делам Краснодарского краевого суда от 22.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
Суды взыскали с ФИО5 в пользу налогового органа задолженность в размере 28 523, 03 руб.
В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных. Заявитель жалобы указывает на отсутствие уважительных причин, явившихся основанием для восстановления срока на обращение в суд с административным иском.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы имеются предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены решений судов.
Так, обращаясь в районный суд с административным иском, налоговый орган просил восстановить срок на его подачу.
Статья 95 КАС РФ предусматривает восстановление судом процессуального срока в случае признания причин его пропуска уважительными.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: 1) обстоятельства административного дела, установленные судом; 2) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; 3) доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства; 4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Однако обжалуемые судебные акты таковыми не являются, ввиду того, что судами не выполнены требования части 6 статьи 289 КАС РФ.
В решении суда первой инстанции отсутствуют мотивы, по которым сделан вывод о восстановлении срока на подачу административного иска, не дана оценка уважительности его пропуска, а также не имеется указания на отчетный период, за который взыскана недоимка. В этой связи неясно, какая часть срока и на сколько пропущена (на подачу заявления о вынесении судебного приказа или административного иска).
Таким образом, решения судов вынесены без установления по делу всех юридически значимых обстоятельств, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит установить отчетный период, за который образовалась задолженность, сроки внесения обязательного платежа, соблюдение административным истцом установленного законом досудебного порядка урегулирования спора.
Кроме того, районному суду следует оценить причины пропуска налоговой инспекцией срока, после чего постановить по делу законное и обоснованное решение на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 21.09.2021 и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 22.02.2022 отменить.
Административное дело N 2а-2191/2021 направить на новое рассмотрение в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 02.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.