Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К.
судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Сельскохозяйственному кооперативу "Золотое руно", Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании права аренды земельного участка отсутствующим, признании права на аренду земельного участка, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Сельскохозяйственному кооперативу "Золотое руно", Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании отсутствующим права сельскохозяйственного кооператива "Золотое руно" на аренду земельного участка с кадастровым номером N для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749, 9988 га, расположенного на территории Новосельского сельского совета за границами населенных пунктов, на землях запаса, по договору аренды земельного участка, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" сроком на 49 лет; признании за истцом право аренды на данный участок на оставшиеся 32 года срока аренды. Требования мотивированы тем, что истец являлся членом сельскохозяйственного кооператива "Золотое руно". Решением общего собрания кооператива от ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из его членов в связи с добровольным выходом. В счет возмещения внесенного им паевого взноса в сумме 20 000 гривен, ему передано право аренды на земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749, 9988 га, находящийся на территории Новосельского сельского совета за границами населенных пунктов на землях запаса. Первоначально договор аренды заключен ДД.ММ.ГГГГ между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" сроком на 49 лет. СК "Золотое руно" не перерегистрировал свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации.
В настоящее время функции арендодателя в отношении земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности исполняет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о переоформлении договора аренды на него, однако ему отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих его правопреемство или право переоформления данного договора. В связи с этим, он лишен возможности зарегистрировать свое право аренды в установленном законом порядке.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО1 являлся членом сельскохозяйственного кооператива "Золотое руно" (Свидетельство о регистрации юридического лица N)
ДД.ММ.ГГГГ между Черноморской районной государственной администрацией, как арендодателем, и сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" (свидетельство о регистрации юридического лица N), как арендатором, заключен договор аренды земельного участка для ведения товарного сельскохозяйственного производства площадью 749, 9988 га, в том числе: пастбище площадью 700, 2654 га, каменистые места площадью 3, 9118 га, овраги площадью 44, 7562 га, под дорогами и прогонами площадью 1, 0654 га, расположенного на территории Новосельского сельского совета за границами населенных пунктов на землях запаса, сроком на 49 лет.
Земельный участок передан в аренду сельскохозяйственному кооперативу "Золотое руно" (свидетельство о регистрации юридического лица N) на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом общего собрания сельскохозяйственного кооператива "Золотое руно" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из членов кооператива в связи с добровольным выходом. В счет причитающегося пая ФИО1 передано право аренды земельного участка по договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" (Свидетельство о регистрации юридического лица N)
Указанные объекты недвижимости приняты ФИО1 по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" в лице директора ФИО8 и ФИО1 заключен договор уступки права по договору аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора уступки, арендатор (СК "Золотое руно") передало новому арендатору (ФИО1) права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка, заключенным ДД.ММ.ГГГГ.
Земельному участку площадью 7499988 кв. м, расположенному на территории Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым присвоен кадастровый N. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок кадастровый N в ЕГРН отсутствуют.
Из ответа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о зарегистрированных правах на земельный участок кадастровый N в ЕГРН отсутствуют.
В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" земельный участок с кадастровым N находится в собственности Республики Крым.
Судами установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ СК "Золотое руно" (Свидетельство о регистрации юридического лица N) не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем в силу п. 9 ст. 19 Закона N52-ФЗ считается прекратившим свою деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о переоформлении права аренды на земельный участок с кадастровым номером N в порядке переоформления прав.
Согласно ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в переоформлении права аренды в связи с тем, что изначально договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был заключен между Черноморской районной государственной администрацией и сельскохозяйственным кооперативом "Золотое руно" и документов, подтверждающих правопреемство или иных документов, подтверждающих право на переоформление заключенного договора, истцом не предоставлено.
Сведений об обжаловании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал вывод, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что договор аренды земельного участка был заключен между Черноморской районной государственной администрацией и СК "Золотое руно" (Свидетельство о регистрации юридического лица N), участок, предоставленный в долгосрочную аренду, зарегистрирован в установленном законом порядке, действие договора аренды не прекращено, не отменено, не оспорено, ввиду чего отсутствуют основания для признания права арендатора отсутствующим.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
Согласно ст. 2 Закона N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предусмотрено, что уполномоченным органом по рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, является Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, к основным задачам которого относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах своей компетенции контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет функции по управлению в пределах своей компетенции землями государственной собственности Республики Крым (п.п. 2.5, 2.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157).
В соответствии с п. 4.71 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым N 157 от 27.06.2014 года, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассматривает в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
На основании закрепленных в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции от 28.12.207 г.) положений сохраняется действие документов, в том числе, подтверждающих право пользования, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, в силу статьи 12.1 - до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон N 38-3PK установилособенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В силу ч. 9 ст. 3 Закона N 38-3PK право аренды земельного участка, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона N6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ч. 13 ст. 3 названного Закона Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (п.14 ст. 3 Закона N 38-3PK).
Право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае неприведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок (п.19 ст. 3 Закона N 38- ЗРК).
На сегодняшний день спорный договор аренды земельного участка, заключенный между Черноморской районной государственной администрацией и СК "Золотое руно" (Свидетельство о регистрации юридического лица N) не утратил свое действие, не оспорен, в связи с чем имеется арендатор и арендодатель данного земельного участка.
Кроме того, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушенного права истца, так как при должном соблюдении процедуры предоставления земельного участка и заключения договора аренды, установленной законом, необходимости в защите прав и законных интересов истца не будет.
Также суд верно пришел к выводу, что данный иск направлен на обход данной процедуры, что противоречит нормам гражданско-процессуального законодательства, предусмотренных ст. 3 ГПК РФ.
Таким образом, ввиду установленных судом обстоятельств, следует согласиться с выводом нижестоящих судебных инстанций об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований ФИО1
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Е.К. Фрид
Судьи В.Ю. Брянский
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.