Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к главе администрации города Симферополя, администрации г. Симферополя Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований просила признать незаконным и отменить пункт 27 постановления администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание и погасить в ЕГРН запись об условно разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером 90:22:010207:3, расположенного по адресу: "адрес", являются ФИО1 (1/8 доля), ФИО14 (1/8 доля), ФИО3 (1/8 доля), ФИО13 (5/8 долей). Согласно сведениям ЕГРН видом разрешенного использования указанного земельного участка является: индивидуальное жилищное строительство, общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание. ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 обратилась в администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N испрашиваемый условно разрешенный вид - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание, с приложением всех необходимых документов. Согласно рекомендациям Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации г. Симферополя рекомендовано, в том числе, предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание. ФИО1 полагает, что нарушаются ее права, как долевого собственника земельного участка, на использование земельного участка по основному виду - для индивидуального жилищного строительства. Истец указывает на то, что согласие на получение условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N не давала.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 7 июня 2022 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 октября 2022 года решение Киевского районного суда г. Симферополя от 7 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО9, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, вынесении нового решения об удовлетворении требований истца.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", являются ФИО1 (1/8 доля), ФИО14 (1/8 доля), ФИО3 (1/8 доля), ФИО13 (5/8 долей).
Также ФИО1, ФИО14, ФИО3 и ФИО13 являются собственниками жилого "адрес" в "адрес".
Согласно сведениям ЕГРН видом разрешенного использования указанного земельного участка является: индивидуальное жилищное строительство, общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 обратилась в администрацию г. Симферополя с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, испрашиваемый условно разрешенный вид - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание, с приложением всех необходимых документов.
В рамках рассмотрения указанного заявления, постановлением председателя Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N назначены общественные обсуждения, в том числе, по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание.
Информация об общественных обсуждениях ДД.ММ.ГГГГ опубликована в газете Южная столица N (1493).
По результатам проведения общественных обсуждений составлено заключение о результатах общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно рекомендациям Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ главе Администрации г. Симферополя рекомендовано, в том числе, предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание.
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства", в том числе, предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N - общественное питание, магазины, гостиничное обслуживание.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, 35, 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденным постановлением администрации "адрес" от 9 июня 2020 года N, и исходил из того, что истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком порядка (процедуры) предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, а также не представлены доказательства нарушения оспариваемым в части постановлением каких-либо прав истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что действующим градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрено в качестве необходимого условия для получения условно разрешенного вида использования земельного участка - согласие всех долевых собственников земельного участка.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что состоявшиеся по делу судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя от 7 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 октября 2022 года данным требованиям не соответствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
Пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства" (далее Административный регламент N).
Как следует из пункта 9.1 Административного регламента N перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения муниципальной услуги:
1) заявление о предоставлении муниципальной услуги (приложение 3 к Административному регламенту);
2) копия документа, удостоверяющего личность (физического лица, представителя юридического лица);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического либо юридического лица, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей). Доверенность, оформленная надлежащим образом, - в случае подачи лицом, действующим по поручению заявителя (нотариально удостоверенная - для физических лиц, для юридических лиц - форма доверенности на фирменном бланке организации за подписью руководителя, удостоверенная печатью организации);
4) копии документов на земельный участок, подтверждающие заинтересованность лица в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
5) копии документов на объект капитального строительства, подтверждающие заинтересованность лица в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
6) пояснительная записка с описанием объекта, его параметров и характеристик, технико-экономические показатели (назначение объекта, общая площадь участка, площадь застройки, площадь благоустройства и озеленения, общая площадь здания, этажность, количество мест гостевых стоянок), с обоснованием подтверждения соблюдения технических регламентов.
Согласно пунктам 9.2, 9.3 Административного регламента N заявитель по собственной инициативе представляет следующие документы:
1) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства, право на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) эскизный проект строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
4) фотографии земельного участка (или объекта капитального строительства), в отношении которого запрашивается разрешение;
5) список лиц, права которых могут быть нарушены при предоставлении испрашиваемого разрешения.
Непредставление заявителем документов, которые он вправе представить по собственной инициативе, не является основанием для отказа в предоставлении ему муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента N основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
1) заявление и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, указанным в пункте 9.1 Административного регламента (за исключением заявления, поданного в электронном виде);
2) ненадлежащее оформление заявления (отсутствие подписи заявителя; сведений о заявителе: фамилии, имени, отчества (при наличии) гражданина; наименования, реквизитов юридического лица; почтового адреса или невозможность их прочтения);
3) заявление или документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
4) тексты документов написаны неразборчиво;
5) отсутствие у лица полномочий на подачу заявления.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что получение условно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером N3 не ограничивает какие-либо права и законные интересы истца, в том числе, не запрещает использовать истцу свою долю земельного участка по основному виду использования - для индивидуального жилищного строительства, вопросы, связанные с использованием объекта капитального строительства, расположенного на указанном земельном участке в качестве жилого дома, либо объекта общественного питания находятся в личном усмотрении всех долевых собственников такого объекта капитального строительства и земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, в том числе на то, что права истца защищены во внесудебном порядке, путем направления прокуратурой г. Симферополя представления в администрацию г. Симферополя, по результатам рассмотрения которого администрацией г. Симферополя отменен пункт 27 постановления N от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что факт вынесения прокуратурой г. Симферополя представления имел место после разрешения судом первой инстанции настоящего спора, сделал ошибочный вывод о том, что данное обстоятельство не может являться правовым основанием для отмены обжалуемого решения.
При этом, суду апелляционной инстанции надлежало проверить основания внесения представления прокуратурой г. Симферополя, для оценки обоснованности доводов истца.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Таким образом, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что суды оставили без внимания обстоятельства, касающиеся законности принятия оспариваемого постановления,.
Допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, непреодолимыми и могут быть устранены лишь путем отмены апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 4октября 2022 года и нового рассмотрения дела.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, проверить доводы сторон и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 октября 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.