Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарубиной Анны Викторовны к Комитету Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Зарубиной Анны Викторовны на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Зарубина А.В. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, признании незаконным приказа об увольнении, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной гражданской службы Хабаровского края - секретаря "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ года приказом N N освобождена от замещаемой должности на основании пп. 10 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Основанием для увольнения послужило заключение по итогам проверки, проведенной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих комитета Правительства Хабаровского края по обеспечению деятельности мировых судей и административных комиссий, и урегулированию конфликта интересов (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ).
По заключении комиссии она нарушила требования Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Комитета, что выразилось в размещенной ею публикации в мессенджере "данные изъяты" и переписки в программе " "данные изъяты"" между ней и "данные изъяты" ФИО7 Полагает увольнение незаконным, т.к. ее вина установлена на основании субъективных умозаключений и предположений, а также собранных доказательств, не отвечающих требованиям достоверности. Направленные в адрес Комитета изображения имеют признаки редактирования (обрезка, внесение дополнительных надписей), скриншоты изображений производились не с телефона истца. С достоверностью невозможно установить и идентифицировать, что изображения, поступившие в адрес Комитета, соответствовали изображениям, размещенным истцом. Она и "данные изъяты" указаны в качестве авторов переписки двух лиц в программе " "данные изъяты"", представленной в виде распечатки текстового файла, но при проведении служебной проверки не учтено, что пароль для доступа в чат " "данные изъяты"" не установлен, а логины соответствуют фамилии и инициалам сотрудников, их изменение возможно как самим работником, у которого установлена данная программа, так и системным администратором КГКУ " "данные изъяты"", с любого рабочего места можно создать сообщение в чате за другое лицо. Переписка скопирована в текстовый редактор "данные изъяты", в который может внести изменение любое лицо, имеющее доступ к файлу. Просила признать незаконным приказ Комитета N N от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить в должности государственной гражданской службы Хабаровского края - "данные изъяты" взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Определением суда от 27.07.2022 производство по делу в части требования о восстановлении на работе прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части и принятием его судом.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 октября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Зарубина А.В, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, недостоверность представленных доказательств (переписки и изображений в статусе мессенджере "данные изъяты"), просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан, в том числе, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона (п. 14 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Из материалов дела и судом установлено, что Зарубина А.В. на основании приказа Комитета N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность государственной гражданской службы Хабаровского края - "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ, с ней заключен служебный контракт.
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ N-ЛС Зарубина А.В. уволена с государственной гражданской службы Хабаровского края в связи с нарушением запрета, связанного с гражданской службой, предусмотренного подпунктом 10 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, п. 14 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
В соответствии с пп. 10 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" государственный служащий не вправе допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Основанием для увольнения явилось заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по выводам которой установлен факт переписки между "данные изъяты" Зарубиной А.А. и "данные изъяты" ФИО7 в установленных на их рабочих местах на компьютере программы " "данные изъяты"", где они допустили критику действий мировых судей с использованием оскорбительных выражений и ненормативной лексики, размещением Зарубиной А.А. в личном статусе в мессенджере "данные изъяты" двух фотографий с изображением белки и ссылки на Указ Президента РФ и изображением граждан сидящих вокруг костра, выражающих негативную оценку по поводу назначения "данные изъяты" ФИО5 на должность "данные изъяты".
Согласно объяснениям Зарубина А.В. факт переписки с ФИО7 отрицала, полагая, что в программе " "данные изъяты"" невозможно сохранить переписку. В отношении 2 публикаций в мессенджере "данные изъяты" пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 50 мин. в своем личном статусе разместила указанные фотографии без ссылки на Указ. Картинки относятся к событиям ее личной жизни, никакого отношения к назначению "данные изъяты" на должность "данные изъяты" не имеют.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 14-П отмечено, что, поскольку в рамках своей профессиональной служебной деятельности государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий органов государственной власти (статья 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"), публичное выражение ими, в том числе в средствах массовой информации, суждений и оценок, имеющих смысл возражения или порицания, может не только затруднить поддержание отношений служебной лояльности и сдержанности, но и подорвать авторитет государственной власти как непременное условие успешного решения возложенных на нее задач, связанных, в том числе, с защитой прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и государственной целостности (статьи 2 и 4; статья 5, часть 3; статья 15, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации), т.е. с основами конституционного строя Российской Федерации, и тем самым создать препятствия или сделать невозможным эффективное осуществление органами государственной власти своих полномочий, а, следовательно, лишить государственную службу ее конституционного и практического смысла.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима ко всем работникам аппарата суда, поскольку на них распространяются запреты, установленные, в том числе, пунктом 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Разрешая спор суд признал доказанным факт дисциплинарного взыскания и достоверность представленных доказательств, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
При проверке законности решения суда, суд второй инстанции отклонил аналогичные доводы истца о недопустимости представленных доказательств.
При изучении достоверности представленных доказательств суд из объяснений системного администратора КГКУ " "данные изъяты"" ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ установил, что программа " "данные изъяты"" установлена на всех автоматизированных рабочих местах сотрудников судебных участков N "данные изъяты" с целью оперативного обмена информацией между мировыми судьями и сотрудниками судебных участков. Все пользователи программы " "данные изъяты"" зарегистрированы под учетными записями в соответствии с IP-адресом их рабочих мест и сетевым именем автоматизированного рабочего места. Имя участника переписки соответствует фамилии и инициалам сотрудников судебных участков. Переписка каждого пользователя " "данные изъяты"" осуществляется только с его автоматизированного рабочего места, на котором установлена данная программа. Данная программа не позволяет изменить имя пользователя с другого автоматизированного рабочего места, поскольку идентификация пользователя в указанной программе производится на основе его IP-адреса. Так, в частности пользователь Зарубина А.В. зарегистрирована с привязкой к IP-адресу N N и сетевому имени "данные изъяты", пользователь ФИО7 зарегистрирована с привязкой к IP-адресу N N и сетевому имени "данные изъяты".
Проверяя порядок изъятия переписки суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе ФИО8, "данные изъяты" ФИО6 и "данные изъяты" ФИО9 заархивировала переписку чата и перевела к текстовой файл после чего осуществила распечатку.
Из служебной записки за подписью "данные изъяты" ФИО10 следует, что ДД.ММ.ГГГГ она участвовала при осмотре компьютера Зарубиной А.В, указанная переписка была распечатана из архива чата в текстовой формат. Такие же объяснения даны "данные изъяты" ФИО6
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, на которую истец указала в жалобе, обстоятельства дела, которые в соответствии законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Изученные судом доказательства в полной мере соответствуют указанной процессуальной норме.
Приведенные в кассационной жалобе суждения о достоверности доказательств и возражения в отношении приведенных выше выводов суда второй инстанции по существу сводятся к необходимости дать иную оценку представленным по делу доказательствам, в то время как, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не уполномочен разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых постановлений суда кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зарубиной А.В. - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.