Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., с участием прокурора Мещерякова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1819/2023 по административному исковому заявлению АО "Специализированный застройщик "Серебряный фонтан" об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2022 года
Административн ый истец является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ----
здания с кадастровым номером ----, по адресу: г. Москва, ул. --- ;
здания с кадастровым номером ---, по адресу: г. Москва, ул. ---.
Здани е с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2015, 2016, 2018 год соответственно под пунктами 2199, 4483, 8280.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8298, 9237, 15811, 4487, 8224.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ень на 2018 год под пунктом 8267.
Здание с кадастровым номером ---- включен о в Переч ни на 2015, 2016, 2018 год соответственно под пунктами 2192, 3517, 8268.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 2193, 6044, 8041, 8269, 9208, 6888, 4467, 8212.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8291, 9230, 21901, 4482, 8219.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8292, 9231, 14541, 4501, 8232
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8293, 9232, 821, 4483, 8220.
Здание с кадастровым номером -- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8294, 9233, 18856, 4484, 8221.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 год соответственно под пунктами 8297, 9236, 822, 4486, 8223.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ень на 2018 год под пунктом 8270.
Здание с кадастровым номером --- включен о в Переч ень на 2018 год под пунктом 8299.
Здание с кадастровым номером --- включено в Переч ни на 2017, 2018 год соответственно под пунктами 8056, 8287.
Оспаривая указанные выше положения нормативных правовых актов, административный истец указал, что здани расположен ы на земельном участке, вид разрешенного использования которого однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здани также не используются для указанных целей.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 1 статьи 1.1 приведенного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Исходя из пояснений представителя Правительства Москвы, спорные здания включены в оспариваемые пункты Перечней на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" исходя из размещения зданий на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение на земельном участке зданий делового, офисного назначения, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 исходя из фактического использования зданий для осуществления деятельности, предусмотренной ст.378.2 Налогового кодекса РФ, на основании актов Госинспекции по недвижимости.
Судом установлено, что административный истец для реализации инвестиционного проекта приобрел в 2013 году в собственность земельный участок с кадастровым номером --- вместе с расположенными на нем зданиями с кадастровыми номерами -----.
Земельный участок и здания расположены на территории бывшего завода "Водоприбор", здания представляют собой части заводского комплекса промышленного и бытового назначения (административные корпуса, цеха, ангары и гаражи, подземные хранилища), с сетью подземных и наземных коммуникаций.
Согласно экспликации спорные здания имеют производственное назначение, что подтверждается экспликациями БТИ, техническими заключениями ООО "Центр Исследования Строительных Конструкций Проектирования" и научно-техническими отчетами НИИОСП им. Н.В. Герсеванова.
Из ответа ФКП Росреестра следует, что согласно сведениям, содержащимся в Информационных системах, по состоянию на 01.01.2015, 01.01.2016, 01.01.2017 земельный участок с кадастровым номером --- имел вид разрешенного использования - "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9, 1.2.3)".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок установления вида разрешенного использования земельных участков в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 363-ПП, пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В силу положений части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером --- "участки смешанного размещения производственных объектов различного вида (1.2.9, 1.2.3)" не соответствует видам разрешенного использования, которые установлены Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
17.03.2017 года в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 21.02.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером --- установлен вид разрешенного использования - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (1.2.1)); обслуживание жилой застройки (2.7); коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13)); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); предпринимательство (4.0) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); земельные участки (территории) общего пользования (12.0) (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов,
набережные (1.2.16)); обеспечение научной деятельности (3.9) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального ? хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Признавая не противоречащим Конституции Российской Федерации подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" указал, что данное положение налогового законодательства по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
При этом здание (строение, сооружение) признается не предназначенным и фактически не используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания с учетом двадцатипроцентного критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что земельный участок, на котором расположены спорные здания, имеет множественные виды разрешенного использования, предполагающие, но однозначно не предусматривающие обязательность использования зданий для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, принимая во внимание правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П, существенное значение имеет назначение, разрешенное использование или наименование помещений зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации), фактическое использование зданий.
Из материалов дела усматривается, что приобретение имущественного комплекса (земельного участка и расположенных на нем заводских объектов) осуществлено административным истцом с целью сноса и реконструкции производственных строений и развития территории посредством строительства многофункционального и жилого комплекса.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности административного истца является деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика. Как указал административный истец, спорные нежилые здания расположены на территории, где осуществляется строительство Жилого квартала Серебряный фонтан.
С целью строительства в 28.12.2016 административный истец получил градостроительный план земельного участка. 30.01.2017 года истец заключило с ООО "БалтДемонтажСтрой" договор подряда N13/2017-СФ на выполнение комплекса работ по сносу и демонтажу зданий завода "Водоприбор". Согласно п.1.1 договора N13/2017-СФ работы выполняются с целью выполнение проекта по строительству многофункционального жилого и общественно-делового центра.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером --- осуществлено административным истцом не с целью эксплуатации ранее построенных на участке зданий завода "Водоприбор", а с целью строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального жилого комплекса.
Также суд учитывает, что с 2019 года на земельном участке --- административным истцом построен корпус К-2 многоквартирного дома, в котором физическое лицо 23.07.2020 зарегистрировало собственность на первое жилое помещение, КН --- (кадастровый номер присвоен 21.01.2020). А дата государственной регистрации в Росреестре первого договора участия в долевом строительстве 09.08.2017. В силу ст.36 ЖК РФ участок 77:02:0023014:3075 перешел в общую долевую собственность, что также создает препятствия для свободной инициации изменения вида разрешенного использования, поскольку требует согласования всеми сособственниками (ст.246, 247 ГК РФ).
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка и указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
Согласно приведенному Порядку по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений составляется акт о фактическом использовании с приложением соответствующих фотоматериалов. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, о чем уже указывалось выше (пункт 3.5); в случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
В отношении зданий были составлены следующие акты о фактическом использовании:
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером --- расположенного по адресу: г. Москва, ул. ---, составлен Акт обследования N 9023635 от 08.09.2014 г, согласно которому вся (без определения процентов) общая площадь здания используется для размещения офисов, а также Акт обследования N 9020273/ОФИ от 01.06.2016 г, согласно которому: здание и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9025931 от 20.05.2015 г, согласно которому здание не используется для размещения офисов торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9025932 от 20.05.2015 г, согласно которому здание не используется для размещения офисов торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9023636 от 08.09.2014 г, согласно которому вся (без определения процентов) общая площадь здания используется для размещения офисов, а также Акт обследования N 9020118/ОФИ от 11.05.2016 г, согласно которому: здание и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9023637 от 08.09.2014 г. и Акт обследования 9020270/ОФИ от 02.06.2016 г, согласно которым здание и нежилые помещения фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером --- (---), расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9025930 от 20.05.2015 г, и Акт обследования N 9021850/ОФИ от 21.06.2018 г, согласно которым здание не используется для размещения офисов торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования от 14.06.2016 г, согласно которому здание и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9020346/ОФИ от 21.06.2016 г, согласно которому здание и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования от 14.06.2016 г, согласно которому здание и нежилые помещения фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественно питания и бытового обслуживания.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- составлен Акт обследования N 9020352/ОФИ от 21.06.2016 г, согласно которому 92, 2% общей площади здания используется для размещения офисов.
В отношении нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. ---, нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. ---, нежилого здания, с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: г. Москва, ул. --- определение фактического использования уполномоченным органом не производилось.
Анализируя акты обследования N 9023635 от 08.09.2014 г, N 9023636 от 08.09.2014 г, N 9023637 от 08.09.2014 г, N 9020270/ОФИ от 02.06.2016 г, N 9020352/ОФИ от 21.06.2016 г, суд полагает, что они не отвечают требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства, предъявляемым к доказательствам, составлены с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Мероприятия по установлению вида фактического использования зданий для целей налогообложения выполнены исключительно на основании визуального осмотра фасадов зданий, без доступа в здания. При этом, сам по себе факт недопуска инспекторов в обследуемые здания без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20 процентов общей площади зданий для размещения офисов, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании спорных объектов недвижимости в качестве офисного центра
Фототаблица, включенная в названные акты обследования, содержит несколько фотоснимков, на которых отображены фасады здания без каких-либо характерных признаков использования зданий для размещения офисов (отсутствуют рекламные вывески, баннеры и т.д.), что не позволяет достоверно установить фактическое использование находящихся в зданиях нежилых помещений.
В указанных актах содержатся лишь общие сведения о фактическом использовании, сведения об использовании помещений в зданиях для размещения офисов отсутствуют, приложенные фотоматериалы не позволяют однозначно определить целевое использование зданий, как того требуют положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Исходя из экспликации на здания в их составе помещения с назначением "офисные" отсутствуют.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств, относительно включения зданий в Перечень на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы не представлено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что здания не используются для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Поскольку включение зданий административных истцов в оспариваемый Перечень обуславливает необходимость уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлениях N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О и от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд полагает, что здания, включенные в Перечень на 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, не отвечают признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим и с 1 января 20 15 года пункт ы 2192, 2193, 2199 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим и с 1 января 20 16 года пункт ы 3517, 4483, 6044 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 2 6 ноября 201 5 года N 786 -ПП.
Признать недействующим и с 1 января 20 17 года пункт ы 8041, 8056 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 2 9 ноября 201 6 года N 789 -ПП.
Признать недействующим и с 1 января 20 18 года пункт ы 8267, 8268, 8269, 8270, 8280, 8287, 8291, 8292, 8293, 8294, 8297, 8298, 8299 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 2 8 ноября 201 7 года N 911 -ПП.
Признать недействующим и с 1 января 20 19 года пункт ы 9208, 9230, 9231, 9232, 9233, 9236, 9237 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 2 7 ноября 201 8 года N 1 4 25 -ПП.
Признать недействующим и с 1 января 2020 года пункт ы 821, 822, 6888, 14541, 15811, 18856, 21901 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП.
Признать недействующим и с 1 января 2021 года пункт ы 4467, 4482, 4483, 4484, 4486, 4487, 4501 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Признать недействующим и с 1 января 20 22 года пункт ы 8212, 8219, 8220, 8221, 8223, 8224, 8232 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 2 3 ноября 20 21 года N 1833 -ПП.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.