Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора Триполевой А.И, при ведении протокола секретарем Мельниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3605/2023 по административному исковому заявлению общества c ограниченной ответственностью "Комвид" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
В Приложение 2 к указанному постановлению включены нежилые помещения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенные в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Постановление опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 27.11.2019, официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 10.12.2019 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 10.12.2019 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 10.12.2019 (приложение 1 (окончание), приложение 2).
В Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости на 2020 год (Приложение 2) под пунктом 8756 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0006003:10304, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, дом 94, корпус 2.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановление опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 25.11.2020, в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, 08.12.2020 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, 08.12.2020 (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, 08.12.2020 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, 08.12.2020 (приложение 2 (окончание))
На 2021 год в Приложение 2 указанное выше нежилое помещение включено под пунктом 7157.
Кроме того, в Перечень на 2021 год под пунктами 2943, 10522, 3085 включены соответственно нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:05:0004008:7670, 77:05:0004008:7673, 77:05:0004008:7671, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новинки, дом 1, а также под пунктом 9148 нежилое помещение с кадастровым номером 77:06:0006001:11346, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 43.
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП " опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2021, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 5, 07.12.2021 (приложение 2 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 6, 07.12.2021, (приложение 2 (окончание)).
Указанные выше помещения в оспариваемый Перечень на 2022 год включены под пунктами 115, 3529, 1788, 10458, 7289 соответственно.
Кроме того, в Перечень на 2022 год включено помещение с кадастровым номером 77:05:0004008:7672, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Новинки, дом 1.
Общество с ограниченной ответственностью "Комвид" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку площадь нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых расположены спорные объекты недвижимости, не превышает 3000 кв. метров.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, Акты о фактическом использовании не оспаривал. Просил обратить внимание суда на то, что нежилая площадь многоквартирного дома включает в себя не только пригодные для коммерческой деятельности площади, но все иные площади, которые имеют исключительно технический характер (чердаки, подвалы и т.д) и необходимы для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома. В связи с чем, административный истец считает, что необходимо разделить нежилые помещения коммерческого назначения и нежилые помещения технического назначения.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление, в оспариваемых редакциях, подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
При рассмотрении дела судом установлено, что административный истец является собственником вышеперечисленных нежилых помещений.
Помещения по адресу: г. Москва, ул. Новинки, дом 1 расположены в нежилом здании с кадастровым номером 77:00:0000000:16124 общей площадью 17 774, 9 кв.м, которое, согласно сведениям с портала https://rosreestr.ru/, представляет собой многоквартирный дом. При этом общая площадь нежилых помещений в здании составляет более 4 214, 2 кв.м, что подтверждается письмом ГБУ МосгорБТИ N ИС-13145/18 от 03.08.2018 и приложенной к нему таблицей Excel.
Здание, представляющее собой многоквартирный дом с кадастровым номером 77:06:0006003:1057 общей площадью 26 164, 1 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 43, согласно сведениям с портала https://rosreestr.ru/, имеет общую площадь нежилых помещений более 3 061 кв.м, что подтверждается письмом ГБУ МосгорБТИ N ИС-13145/18 от 03.08.2018 и приложенной к нему таблицей Excel.
Спорное помещение по адресу г. Москва, ул. Профсоюзная, дом 94, корпус 2 расположено в здании с кадастровым номером 77:06:0006003:1069 общей площадью 18 229, 8 кв.м, которое согласно сведениям с портала https://rosreestr.ru/, представляет собой многоквартирный дом. При этом общая площадь нежилых помещений в здании составляет более 4 341, 8 кв.м, что подтверждается письмом ГБУ МосгорБТИ N ИС-13145/18 от 03.08.2018 и приложенной к нему таблицей Excel.
Из доказательств по делу следует, что к нежилым помещениям, составляющим необходимую для включения помещений в Перечень площадь, отнесены помещения, которые имеют кадастровые номера, согласно технической документации (экспликация) являются нежилыми и имеют назначения: учрежденческие, гаражи, прочие.
При этом, суд считает необходимым обратить внимание на то, что согласно п. ст. 141.4 Гражданского кодекса Российской Федерации помещением признается обособленная часть здания или сооружения, пригодная для постоянного проживания граждан (жилое помещение) либо для других целей, не связанных с проживанием граждан (нежилое помещение), и подходящая для использования в соответствующих целях.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о назначении помещения (жилое, нежилое) в установленном порядке подлежат внесению в ЕГРН.
Исходя из толкования вышеприведенных положений закона, следует, что действующим законодательством не предусмотрены разграничения нежилых помещений, предназначенных исключительно для технических целей (чердаки, подвалы и т.д) и необходимых для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома.
Таким образом, судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что площадь нежилых помещений в зданиях, в которых расположены спорные объекты недвижимости, не превышает 3 000 кв.м.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика и письменным материалам дела нежилые помещения включены в оспариваемые Перечни по критерию вида его фактического использования.
В 2021 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении помещения с кадастровым номером 77:05:0004008:7670 составлен Акт обследования от 08.07.2021 N 91214821/ОФИ. Акт составлен с доступом в помещение. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 52, 1 кв.м (100 % площади помещения).
В 2022 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении этого же помещения составлен Акт обследования от 06.12.2022 N 91230612/ОФИ (Приложение N 9). Акт составлен с доступом в помещение. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 52, 1 кв.м (100 % площади помещения).
В отношении помещения с кадастровым номером 77:05:0004008:7671 составлен Акт обследования от 18.09.2020 N 9125093/ОФИ. Акт составлен с доступом. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта общественного питания, который занимает 42, 7 кв.м (100 % площади помещения).
В 2021 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении этого же помещения составлен Акт обследования от 25.06.2021 N 91214822/ОФИ (Приложение N 11). Акт составлен с доступом. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта общественного питания, который занимает 42, 7 кв.м (100 % площади помещения).
В 2021 году ГБУ МКМЦН проведено обследование нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004008:7672, в результате которого составлен Акт обследования от 17.08.2021 N 91217588/ОФИ. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 84, 7 кв.м (100 % площади помещения).
В 2022 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении этого же помещения составлен Акт обследования от 06.12.2022 N 91230613/ОФИ. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 84, 7 кв.м (100 % площади помещения).
В 2020 году ГБУ МКМЦН проведено обследование нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0004008:7673, в результате которого составлен Акт обследования от 28.10.2020 N 9123526/ОФИ. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 38, 1 кв.м (100 % площади помещения).
В 2021 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении этого же помещения составлен Акт обследования от 08.07.2021 N 91214823/ОФИ, согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 84, 7 кв.м (100 % площади помещения).
В 2020 году Госинспекцией проведено обследование, в результате которого в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0006001:11346 и составлен Акт обследования от 27.03.2020 N 9062869/ОФИ, согласно выводов которого, нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, которые занимают 66, 6 кв.м и объектов торговли 277, 2 кв.м. (60, 36 % площади помещения).
В 2022 году ГБУ МКМЦН проведено обследование, в результате которого в отношении этого же помещения и составлен Акт обследования от 01.12.2022 N 91230473/ОФИ. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения объекта торговли, который занимает 217, 5 кв.м (38 % площади помещения).
В 2019 году Госинспекцией проведено обследование нежилого помещения с кадастровым номером 77:06:0006003:10304, в результате которого составлен Акт обследования от 11.06.2019 N 9062358/ОФИ. Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, которые занимают 614, 40 кв.м (100 % площади помещения).
В 2022 году ГБУ МКМЦН проведено обследование этого же помещения и составлен Акт обследования от 09.12.2022 N 91230472/ОФИ (Приложение N 19). Согласно заключению о фактическом использовании (п. 6 Акта) нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, которые занимают 614, 40 кв.м (100 % площади помещения).
Выводы, изложенные в вышеуказанных Актах, представителем административного истца не оспаривались.
Таким образом, доказательствами по делу подтверждено, что более 20 процентов от общей площади рассматриваемых нежилых помещений используется для целей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что вышеназванные нежилые помещения, включенные в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, отвечают признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением процедуры их принятия, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества c ограниченной ответственностью "Комвид" к Правительству Москвы о признании частично недействующим Приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.