Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора Каировой О.А., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-3614/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "ЕПК Москва" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 09.06.2016 N322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 09.06.2016 принято постановление N 322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения", которое опубликовано на сайте Мэра и Правительства Москвы 10.06.2016.
Оспариваемым постановлением утвержден проект планировки территории, предусматривающий, в частности, размещение объектов улично-дорожной сети и технопарка с производственными помещениями на части территории земельного участка административного истца, а также установлены границы объектов природного комплекса Юго-Восточного административного округа города Москвы N 29б и 29д.
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Москвы от 09.06.2016 г..N322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения" в части пунктов 3, 6, 8 в части дополнения раздела "Юго-Восточный АО" приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", пунктами 29б и 29д; Приложения 1 в части мероприятий, предусмотренных в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165 проектом планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения; Приложения N 3 к постановлению Правительства Москвы от 09.06.2016 г..N 322-ПП Схема границ объекта природного комплекса N 29б Юго-Восточного административного округа города Москвы "Сквер по Новоостаповской улице"; Приложения N 6 к постановлению Правительства Москвы от 09.06.2016 г..N 322-ПП Схема границ объекта природного комплекса N 29б Юго-Восточного административного округа города Москвы" Озелененная территория в технической зоне напротив общественно-жилой зоны по 2-й улице Машиностроения"; Приложения N 8 к постановлению Правительства Москвы от 09.06.2016 г..N 322-ПП внесение изменений в Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" в части информации об объектах под номерами 29б и 29д Перечня территорий Природного комплекса г..Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа), В обосновании требований ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует
части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 1.8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку в целях реализации проекта планировки территории Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение об изъятии объектов недвижимого имущества.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы возражал против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержали представленные в материалы дела возражения.
Представитель заинтересованного лица
АО "МР Групп" в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и определению Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 N 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится в том числе:
- утверждение документации по планировке территорий;
- определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) решение о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" (в ред. от 25.12.2013) Москомархитектура принимает решение о подготовке проектов планировки территории и проектов планировки территории, включающих в свой состав проекты межевания территории в установленном порядке.
Указанные полномочия отражены в пункте 1.2 приложения к постановлению Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве" (в ред. от 30.04.2014), согласно которому основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Москомархитектуры.
Согласно абзацу 2 пункта 1.8 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве в вышеуказанной редакции границы подготовки проекта планировки территории определяются правовым актом Москомархитектуры о подготовке проекта и уточняются техническим заданием.
В соответствии с Положением о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" Постановление Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП (в ред. от 30.04.2014), Градостроительно-земельная комиссия города Москвы является постоянно действующим рабочим органом Правительства Москвы, к функциям которого относится рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности. Решения Комиссии являются поручениями для органов исполнительной власти города Москвы.
На заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 05.06.2014 (протокол N 17, пункт 29) принято решение согласиться с подготовкой и утверждением за счет средств инвестора проекта планировки территории, ограниченной Новоостаповской улицей, Волгоградским проспектом, 2-й улицей Машиностроения, западными границами территории земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001018:105 и 77:04:0001018:183 (ЮВАО).
В дальнейшем Москомархитектурой издано распоряжение от 17.07.2014 N 97 о подготовке проекта планировки территории, в соответствии с пунктом 2 которого ООО "УК "Метрополь" Д.У. ЗПИФ недвижимости "Метрополь Олимп" под управлением ООО "УК "Метрополь" обеспечена подготовка проекта технического задания на подготовку проекта планировки территории с уточненными границами подготовки проекта.
В соответствии с распоряжением Москомархитектуры от 17.7.2014 N 97 с учетом уточненных границ разработки согласно техническому заданию на подготовку проекта разработан проект планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в ред. от 07.05.2014) проекты документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федрации в определении от 15.07.2010 N 931-О-О указывает на то, что публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Часть 5 статьи 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" устанавливает, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта;
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Публичные слушания по проекту планировки территории проведены в период с 08 июня 2015 года по 17 июля 2015 года.
Оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Юго-Восточный курьер" N 19 (642) за июнь 2015 г, на официальном сайте префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы, официальном сайте управы района Южнопортовый, на информационных стендах, подъездах жилых домов, расположенных на территории района.
По итогам проведения процедуры оформлены протокол N 95/2015 от 10.07.2015 и заключение от 17.10.2015, опубликованные в установленном порядке.
Согласно пункту 1.9 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП, проекты планировки утверждаются нормативным правовым актом Правительства Москвы и подлежат опубликованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Одновременно АО "ЕПК Москва" оспариваются пункты 3, 6 и 8 постановления Правительства Москвы от 09.06.2016 N 322-ПП, предусматривающие включение в состав природных и озелененных территорий Юго-Восточного административного округа города Москвы участка территории площадью 0, 31 га с образованием объекта природного комплекса N 29б "Сквер по Новоостаповской улице" и участка территории площадью 0, 41 га с образованием объекта природного комплекса N 29д "Озелененная территория в технической зоне напротив общественно-жилой зоны по 2-й улице Машиностроения" с внесением соответствующих изменений в постановление Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий".
В соответствии со статьей 13 Закона г. Москвы от 28.06.1995 (в ред. от 02.07.2014) "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе:
- обеспечение социально-экономического развития города Москвы;
- регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; размещение наружной рекламы; установление порядка возведения произведений монументально-декоративного искусства в городе Москве;
- решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры;
- владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии со статьей 15 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" (в ред. от 25.06.2014) Правительство Москвы в пределах своих полномочий:
1) разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2) принимает меры по обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду;
3) обеспечивает создание эффективных правовых и экономических механизмов регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды в целях стимулирования рационального природопользования;
4) осуществляет установленные федеральным законодательством полномочия в отношении водных объектов и в сфере регулирования недропользования;
5) обеспечивает разработку и реализацию природоохранных программ и отдельных природоохранных мероприятий на территории города Москвы;
6) координирует деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора;
7) организует предоставление населению экологической информации;
8) координирует деятельность организаций на территории Москвы в области развития системы городского экологического мониторинга, разработки и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, реализации экологических программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды;
9) организует выполнение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды;
10) организует экологическое воспитание и образование;
11) осуществляет в сфере природопользования и охраны окружающей среды иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Правительством Москвы 19 января 1999 года принято постановление N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", которым утвержден
Перечень территорий Природного комплекса г. Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" в правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" постановления Правительства Москвы представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
С учетом изложенного, оспариваемым постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 322-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий", следовательно, оспариваемый по настоящему делу нормативный правовой акт является правовым актом того же вида, что и первоначальный акт об утверждении Перечня территорий Природного комплекса г. Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа).
Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Пунктами 1 и 4 статьи 19 Закона г. Москвы от 08 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" (в ред. от 25.06.2014) предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проект планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения, утвержден постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 322-ПП, опубликован на сайте Мэра и Правительства Москвы 10.06.2016.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы от 09.06.2016 N 322-ПП издано и введено в действие в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов.
Рассматривая вопрос соответствия постановления Правительства Москвы от 09.06.2016 N 322-ПП нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города федерального значения Москвы является генеральный план города Москвы, утвержденный Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Проектом планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения предусматривается строительство торгово-развлекательного центра, общественно-жилых высотных комплексов с гостиницей и объектами социального обслуживания, общеобразовательной школы, общественно-деловых объектов и технопарка с производственными помещениями, а также многофункционального гостиничного комплекса с апартаментами и объектами физкультурно-оздоровительных и досуговых центров.
Согласно Генеральному плану города Москвы рассматриваемая территория расположена в основном в границах многофункциональной общественной зоны, частично в границах промышленной функциональной зоны. Предусмотренные проектом планировки территории мероприятия не противоречат Генеральному плану города Москвы.
Кроме того, судом отмечается, что оспариваемым постановлением Правительство Москвы предусмотрено строительство объектов улично-дорожной сети, что соответствует пункту 2.3.3 части 2 Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", согласно которому одной из задач генерального плана является обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе: приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта, повышение плотности улично-дорожной сети за счет строительства новых магистральных и жилых улиц.
На основании пункта 2.2.3. Части 2 Генерального плана города Москвы "Задачи территориального планирования пространственного развития города Москвы в границах до присоединения территорий к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" задачи обеспечения сохранности объектов культурного и природного наследия, поддержания культурной идентичности и своеобразия городской среды включают взаимодополняющее развитие природных и природно-антропогенных ландшафтов, в том числе:
- проведение комплексных мероприятий по реабилитации естественных и слабопреобразованных природных ландшафтов в экосистеме города;
- повышение эффективности функционирования природного комплекса города посредством обеспечения целостности и непрерывности его территорий за счет размещения озелененных территорий, формируемых в ходе реорганизации производственных зон, реконструкции кварталов жилой и общественной застройки;
- развитие сложившихся природно-рекреационных зон;
- сохранение высокой доли природных и озелененных территорий в городе;
- сочетание принципа непрерывности в размещении природных территорий с дискретностью в развитии благоустроенных природно-антропогенных ландшафтов;
- доведение общей площади природных и озелененных территорий до уровня, обеспечивающего соблюдение установленных нормативов по озеленению (но не менее 30% городской территории);
- первоочередное завершение формирования системы особо охраняемых природных территорий и обеспечение их устойчивого развития;
- комплексное обеспечение рекреационных, историко-культурных и экологических функций озелененных территорий с дифференцированным подходом к их созданию и содержанию;
- повышение плотности дисперсной сети озелененных территорий с рукотворным благоустроенным ландшафтом, нуждающимся в постоянном поддержании и уходе, в том числе специальными методами;
- дифференцированный подход к озеленению территорий, находящихся в различных градостроительных ситуациях.
Оспариваемым постановлением Правительства Москвы предусмотрено образование объектов природного комплекса города Москвы и установление их границ, в том числе объект природного комплекса N 29б "Сквер по Новоостаповской улице" и N 29д "Озелененная территория в технической зоне напротив общественно-жилой зоны по 2-й улице Машиностроения", что соответствует Генеральному плану города Москвы.
С учетом отнесения законодательства о градостроительной деятельности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в городе Москве утверждён Закон г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", согласно части 1 статьи 13 которого объектами регионального значения являются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, органов государственной власти города Москвы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, и которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие города Москвы, включая:
1) особо охраняемые природные территории регионального значения и расположенные в их границах земельные участки;
2) природные и озелененные территории, образованные в соответствии с законодательством города Москвы в области охраны и использования природных и озелененных территорий, и расположенные в их границах земельные участки;
3) объекты культурного наследия регионального значения, территории и зоны охраны указанных объектов;
4) территории линейных объектов (кроме территорий в границах земельных участков линейных объектов федерального значения);
5) зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения;
6) территории реорганизации;
7) территории общего пользования (кроме территорий в границах земельных участков объектов федерального значения);
8) земельные участки, находящиеся в государственной собственности города Москвы, предназначенные для размещения объектов регионального значения, в том числе объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, зарезервированные для государственных нужд города Москвы;
9) объекты капитального строительства регионального значения.
В свою очередь, часть 2 статьи 13 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" объектами капитального строительства регионального значения являются объекты жилищного строительства, объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и другие объекты, необходимые для осуществления определенных федеральными законами и законами города Москвы полномочий субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в том числе объекты:
1) жилищного строительства, осуществляемого в целях государственного обеспечения жилищных прав граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке;
2) социальной инфраструктуры, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров, в том числе объекты:
а) здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;
б) потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
в) культуры, досуга, физической культуры и спорта;
г) кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;
д) иные социально значимые объекты;
3) транспортной инфраструктуры, в том числе:
а) линейные объекты улично-дорожной сети, систем городского внеуличного общественного пассажирского транспорта, в том числе улицы, дороги, площади, проезды, мосты, путепроводы, развязки, эстакады;
б) станции городского, пригородно-городского общественного пассажирского транспорта, транспортно-пересадочные узлы;
в) сооружения, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях паркирования, хранения индивидуальных легковых автомобилей, в том числе автостоянки, паркинги, гаражи;
г) объекты грузового транспорта и обслуживания перевозок грузов, в том числе объекты логистики, склады, терминалы, оптовые базы;
д) объекты технического обслуживания транспортных средств, в том числе автозаправочные станции, станции технического обслуживания, транспортно-эксплуатационные предприятия городского транспорта;
е) иные объекты транспортной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения);
4) инженерной инфраструктуры и городского коммунального хозяйства, включая линейные объекты, в том числе объекты:
а) водоснабжения, водоотведения, очистки, обработки и утилизации сточных вод;
б) газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения;
в) информатики и связи;
г) сбора, переработки, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов;
д) иные объекты инженерной инфраструктуры (кроме объектов федерального значения) и городского коммунального хозяйства;
5) административного назначения, предназначенные для размещения органов государственной власти города Москвы, других государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований;
6) общественного, делового, производственного, в том числе промышленного, назначения, предусмотренные государственными программами города Москвы для решения приоритетных задач экономического и социального развития города Москвы, содействия осуществлению городом Москвой функций столицы Российской Федерации, реализации на территории города Москвы приоритетных национальных проектов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о соответствии постановления Правительства Москвы от 09.06.2016 г. N 322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения" Генеральному плану города Москвы.
Административный истец указывает на несоответствие постановлениz Правительства Москвы от 09.06.2016 г. N 322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения" части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Вместе с тем, в рамках настоящего дела предметом рассмотрения является документация, утвержденная постановлением Правительства Москвы, а не решением органа местного самоуправления поселения или городского округа.
С учетом нахождения законодательства о градостроительной деятельности в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, публичные слушания по проекту планировки территории были проведены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в ред. от 07.05.2014).
Не находит своего подтверждения и довод административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом пункта 1.8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", согласно которому границы подготовки проекта планировки территории определяются правовым актом Москомархитектуры о подготовке проекта и уточняются техническим заданием.
Так, из материалов дела следует, что границы подготовки проекта планировки территории были описаны Москомархитектурой в распоряжении от 17.07.2014 N 97 о подготовке проекта планировки территории и уточнены в рамах технического задания на подготовку проекта.
Также суд отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с частью 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается предварительное и равноценное возмещение стоимости изымаемого земельного участка (его частей) и убытков.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий Правительства Москвы с соблюдением процедуры принятия, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "ЕПК Москва" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 09.06.2016 N322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.