Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО14, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости "Темп-36" к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений Порядка предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35 по апелляционным жалобам товарищества собственников недвижимости "Темп-36", Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца товарищества собственников недвижимости "Темп-36" ФИО16 представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО17, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации - ФИО15, судебная коллегия по административным делам ФИО10 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35 "Об утверждении Порядка предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета", зарегистрированном в Министерстве юстиции Республики Татарстан 23 марта 2022 года за N 8983 и опубликованном вместе с Порядком на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 23 марта 2022 года, утвержден Порядок предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета (далее - Порядок).
Административный истец товарищество собственников недвижимости "Темп-36" (далее - ТСН "Темп-36"), являющееся владельцем специального счета, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 2.6 Порядка, приложения N 4 к Порядку, поскольку оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", увеличивают нагрузку на владельцев специального счета, возложив на них дополнительные обязанности по ежемесячному представлению сведений, не предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, одновременно в форме документов на бумажном носителе и в электронной форме.
ТСН "Темп-36" просил суд признать недействующим с момента принятия пункт 2.6 Порядка, приложение N 4 к Порядку; взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в пользу ТСН "Темп-36" государственную пошлину в размере 4 500 руб.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года административное исковое заявление ТСН "Темп-36" удовлетворено частично.
Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу графы с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 20, 28, сноска к графе 18 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35.
В удовлетворении требований о признании недействующими пункта 2.6, граф 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35 - отказано.
С Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в пользу ТСН "Темп-36" взысканы судебные расходы в размере 4 609, 90 руб.
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат размещению на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
В апелляционной жалобе административный истец ТСН "Темп-36" просил решение изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан просила решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец ТСН "Темп-36" представил возражения относительно апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, в которых просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда изменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан представила возражения относительно апелляционной жалобы ТСН "Темп-36", в которых просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционных жалоб, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Административный истец и административный ответчик представили в суд апелляционной инстанции письменные пояснения по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ТСН "Темп-36" ФИО16, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы ТСН "Темп-36" поддержал, против удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан ФИО17, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан поддержала, против удовлетворения апелляционной жалобы ТСН "Темп-36" возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. в заключении полагал необходимым решения суда отменить в части, в отмененной части принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, письменных пояснений по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй этой же статьи.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; осуществления государственного жилищного надзора (пункты 1.1, 13 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 данного Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По решению собственников помещений в многоквартирном доме формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, владельцем которого могут быть 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 3 статьи 170, часть 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На владельца специального счета возложена обязанность представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закон Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации направлен на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, и регулирует отдельные вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан.
Контроль за формированием фонда капитального ремонта предусмотрен статьей 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, в соответствие с которой
1. Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан следующие сведения: 1) уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением:
б) справки банка об открытии специального счета;
г) информации о многоквартирном доме (этажность, общая площадь многоквартирного дома, площадь жилых помещений в многоквартирном доме, количество квартир, количество граждан, зарегистрированных в многоквартирном доме, год ввода в эксплуатацию, год проведения последнего капитального ремонта);
2) информация о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
2.1) информация о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
2.2) информация о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
3) информация о размере остатка средств на специальном счете;
4) информация о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
3. Сведения, предусмотренные пунктом 1 части 1 данной статьи, представляются владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан. Сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 и частью 2 данной статьи, представляются региональным оператором, владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан.
4. Орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан ведет реестр сведений, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 сентября 2021 года N 936 утверждено Положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре), которое определяет порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Республике Татарстан (пункт 1). Государственный жилищный надзор осуществляется Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан (пункт 2). Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе требований к формированию фондов капитального ремонта (подпункт "б" пункта 7).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года N 1068 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, согласно которому органом, осуществляющим государственный жилищный надзор в Республике Татарстан, является Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (пункты 1.1 и 3.1). Государственная жилищной инспекции Республики Татарстан осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия и функции на территории Республики Татарстан в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к формированию фондов капитального ремонта (подпункт "б" пункта 3.6).
К полномочиям Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан отнесено утверждение в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ порядка предоставления сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12 указанного Закона (пункт 3.11).
Таким образом, реализуя предоставленное частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочие по установлению порядка и сроков предоставления владельцем специального счета сведений в орган государственного жилищного надзора, региональный законодатель воспроизвел перечень таких сведений, определенный названной нормой, установилежемесячный порядок, срок и форму их предоставления, а также предусмотрел возможность дальнейшего правового регулирования Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан.
Поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что порядок и сроки предоставления владельцем специального счета сведений в орган государственного жилищного надзора устанавливается законом субъекта Российской Федерации, то предмет правового регулирования Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в этой сфере ограничивается детализацией установленного Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ порядка и не может выходить за его пределы.
Приказом Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35 "утвержден Порядок предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что владелец специального счета ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляет в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан сведения на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате Excel посредством электронной почты (приложение N 4):
- информацию о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
- информацию о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
- информацию о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
- информацию о размере остатка средств на специальном счете;
- информацию о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В приложении N 4 "Сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, о размере остатка средств на специальном счете, заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта" установлена подлежащая заполнению форма в виде таблицы, состоящей из 29-ти граф.
В графах 1 - 9 указываются сведения: организационно-правовая форма владельца специального счета (ТСЖ/ЖСК/УК) (графа 1); полное наименование владельца специального счета (графа 2); МКД, на который открыт специальный счет (графа 3); номер специального счета (графа 4); наименование кредитной организации (банка), в которой открыт специальный счет (графа 5); общая площадь МКД, кв. м (графа 6); общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД, кв. м (графа 7); тариф на капитальный ремонт, руб. (графа 8); размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД, руб. (графа 9).
В графах 10 - 20 указываются за период с начала формирования фонда капитального ремонта (с первого начисления) по отчетную дату: сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт с разбивкой по категориям "всего начислено (11+12)" (графа 10), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 11), "пени" (графа 12); сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт с разбивкой по категориям "всего оплачено (14+15)" (графа 13), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 14), "иные поступления, образующие фонд капитального ремонта согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации" (графа 14); сведения о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт, руб. (графа 16); сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, руб. (графа 17); сведения о размере остатка средств на специальном счете, руб. (графа 18) со сноской "данные подтверждаются актуальной, заверенной выпиской банка по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом (по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября)"; сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта (графа 19); задолженность по кредитному договору (с нарастающим итогом) (графа 20).
В графах 21 - 29 указываются сведения с начала года по отчетную дату, а именно: сведения о размере остатка денежных средств на начало года, руб. (графа 21); сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт в начала года, руб. с разбивкой по категориям "всего начислено (23+24)" (графа 22), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 23), "пени" (графа 24); сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, с начала года, руб. с разбивкой по категориям "всего оплачено (26+27)" (графа 25), "взносы собственников на капитальный ремонт" (графа 26), "иные поступления, образующие фонд капитального ремонта согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации" (графа 27); сведения о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт с начала года, руб. (графа 28); сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, с начала года, руб. (графа 29).
Суд указал, что периодичность и срок представления сведений в орган государственного жилищного надзора владельцем специального счета установлена частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, предусматривающей необходимость представления сведений в том числе в электронной форме, воспроизведение и конкретизация этих положений в части формата документа и способа его направления в уполномоченный орган в пункте 2.6 Порядка, а также утверждение типовой формы представления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации сведений не может расцениваться как превышение Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан своих полномочий.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из того, что заполнение установленной приложением N 4 к Порядку формы предполагает представление не только сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации и воспроизведенных в части 2 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пункте 2.6 Порядка, но и сведения об организационно-правовой форме владельца специального счета (графа 1); полном наименовании владельца специального счета (графа 2); многоквартирном доме, на который открыт специальный счет (графа 3); номере специального счета (графа 4); наименовании кредитной организации (банка), в которой открыт специальный счет (графа 5); общей площади многоквартирного дома (графа 6); общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (графа 7); тарифе на капитальный ремонт (графа 8); размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома (графа 9); размере задолженности по взносам на капитальный ремонт (графа 16); размере такой задолженности с начала года (графа 28); задолженности по кредитному договору (с нарастающим итогом) (графа 20).
Сноска к графе 18 приложения N 4 обязывает владельцев специального счета представлять актуальную, заверенную выписку банка по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, размере остатка средств на специальном счете, между тем, обязанность представления владельцем специального счета указанных сведений и документов нормами федерального законодательства не предусмотрена, полномочий по расширению объема представляемой информации, установлению дополнительных обязанностей субъекту Российской Федерации законодательством не предусмотрено, следовательно, оспариваемые нормы граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 16, 20, 28, сноски к графе 18 приняты Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан с превышением ее полномочий, установленных частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пунктом 3.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, и подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что подлежат признанию недействующими графы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сноска к графе 18 приложения N 4 к Порядку, и полагает в этой части решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положениями пунктов 1 и 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано в установленных законом случаях в том числе и собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, а также собственниками нескольких расположенных близко жилых домов.
На основании части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными.
Исходя из положений части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования приведенных норм права одно юридическое лицо может осуществлять управление несколькими многоквартирными домами, вместе с тем на специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Таким образом, в случае если одно юридическое лицо осуществляет управление несколькими многоквартирными домами, то такое лицо открывает нескольких специальных счетов (по одному специальному счету на каждый многоквартирный дом).
Судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в силу пункта 2.6 Порядка владелец специального счета ежемесячно предоставляет в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан сведения по форме, указанной в приложении 4, то указанные в графах 1 и 2 сведения (организационно-правовая форма владельца специального счета (ТСЖ/ЖСК/УК) и полное наименование владельца специального счета) необходимы для идентификации лица, подающего такие сведения.
Сведения, указанные в графах 3-5 приложения N 4 (МКД, на который открыт специальный счет; номер специального счета; наименование кредитной организации (банка), в которой открыт специальный счет) необходимы для идентификации конкретного многоквартирного дома и его специального счета в случаях, когда одно юридическое лицо осуществляет управление несколькими многоквартирными домами.
Таким образом, указанные в графах 1-5 приложения N 4 к Порядку сведения являются необходимыми сведениями, идентифицирующими владельца специального счета и многоквартирный дом, в отношении которого подаются сведения, поэтому являются неверными выводы суда первой инстанции о том, что включение таких сведений в приложение N 4 к Порядку приняты Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан с превышением ее полномочий, установленных частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пунктом 3.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, и подлежат признанию недействующими.
Напротив, представление сведений по форме приложения N 4 к Порядку без указания сведений в графах 1-5 не позволит Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан идентифицировать владельца специального счета, подавшего такие сведения и многоквартирный дом, в отношении которого поданы сведения.
Административный истец в возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика указал, что таблица представляется юридическим лицом вместе с сопроводительным письмом, где указано, какое юридическое лицо представляет сведения, при том что федеральным законодательством не предусмотрена необходимость представлять такие сведения.
Такие доводы возражений судебная коллегия отклоняет, поскольку оспариваемым Порядком не предусмотрено представление сведений по форме приложения N 4 к Порядку с обязательным направлением сопроводительного письма, содержащего сведения о юридическом лице, представившем сведения. Кроме того, как указано выше указанные в графах 1-5 приложения N 4 к Порядку сведения являются необходимыми сведениями, идентифицирующими владельца специального счета и многоквартирный дом, в отношении которого подаются сведения.
Таким образом, выводы суда о признании недействующими граф с 1, 2, 3, 4, 5 приложения N 4 к Порядку являются необоснованными, решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Предоставление в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан сведений о многоквартирном доме, в том числе сведения об общей площади многоквартирного дома, площади жилых помещений в многоквартирном доме предусмотрено подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, поэтому включение таких сведений в графы 6-7 приложения N 4 к Порядку не свидетельствует о превышении Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан ее полномочий, установленных частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пунктом 3.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, и соответственно не влечет признание их недействующими.
Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании недействующей графы 6 приложения N 4 к Порядку.
Вместе с тем, в графе 7 приложения N 4 к Порядку предусмотрено указание сведений не только об общей площади жилых помещений в многоквартирном доме (что соответствует подпункту "г" пункта 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ), но также предусмотрено указание сведений об общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме, что подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ не предусмотрено, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым признать недействующей графу 7 приложения N 4 к Порядку только в части слов "и нежилых".
Сноска к графе 18 приложения N 4 обязывает владельцев специального счета представлять актуальную, заверенную выписку банка о размере остатка средств на специальном счете по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Судебная коллегия полагает, что исходя из положений части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой ограничен лишь перечень сведений, представляемых владельцами специального счета в орган государственного жилищного надзора в обязательном порядке, положений статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, которой установлен порядок и сроки представления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан с отсылкой на возможность дальнейшего правового регулирования этого порядка названным органом государственного жилищного надзора, то указание в Порядке на необходимость представлять актуальную, заверенную выписку банка по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом относится к полномочиям административного ответчика, поскольку такой документ необходим для подтверждения достоверности представленных владельцем специального счета сведений, конкретизация документа, подтверждающего указанные в приложении N 4 к Порядку сведения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может расцениваться как возложение на владельцев специального счета не предусмотренных законом обязанностей.
Поэтому выводы суда первой инстанции о признании недействующей сноски к графе 18 приложения N 4 также являются необоснованными, решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Вместе с тем судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что из содержания приложения N 4 к Порядку, заполнение установленной им формы предполагает представление не только сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации и воспроизведенных в части 2 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пункте 2.6 Порядка, но и сведения о тарифе на капитальный ремонт (графа 8); размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома (графа 9); о размере задолженности по взносам на капитальный ремонт (графа 16) и о размере такой задолженности с начала года (графа 28); о задолженности по кредитному договору (с нарастающим итогом) (графа 20), в то время как обязанность представления владельцем специального счета вышеперечисленных сведений не предусмотрена нормами федерального законодательства и Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, поэтому суд пришел к верному выводу, что оспариваемые нормы граф 8, 9, 16, 20, 28 приняты Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан с превышением ее полномочий, установленных частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, пунктом 3.11 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, и подлежат признанию недействующими.
Отказывая в остальной части в удовлетворении требований административного истца, суд исходил из того, что установленная приложением N 4 к Порядку форма представления сведений предполагает, что сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, указываются за период с начала формирования фонда капитального ремонта (с первого начисления) по отчетную дату (графы 10 - 12), а также за период с начала года по отчетную дату (графы 22-24), при этом данная информация предоставляется раздельно по взносам собственников на капитальный ремонт (графы 11, 23) и по пеням (графы 12 и 24), а также в виде итоговой суммы взносов и пеней (графы 10, 22), между тем, по аналогичному принципу с разбивкой на периоды сформирован способ предоставления сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт (графы 13 - 15, 25 - 27), о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета (графы 17, 29), о размере остатка средств на специальном счете (графы 18, 21), при этом сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт (графы 13 - 15, 25 - 27) также предоставляются раздельно по взносам собственников на капитальный ремонт (графы 14, 26), иным поступлениям, образующим фонд капитального ремонта (графы 15, 27), и в виде итоговой суммы (графы 13, 25).
Отклоняя доводы административного истца о неправомерном выделении в отдельные графы сведений за период с начала года по отчетную дату, а также сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, с выделением взносов собственников и пени, и сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальных ремонт, с выделением взносов собственников и иных поступлений, суд сослался на положения части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой ограничен лишь перечень сведений, представляемых владельцами специального счета в орган государственного жилищного надзора в обязательном порядке, при этом не указано, что эти сведения предоставляются по состоянию на определенную дату или за определенный период, в связи с чем такая правовая конструкция не исключает возможность конкретизации этих сведений по тем или иным параметрам в рамках установления порядка их представления. При этом статьей 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ установлен порядок и сроки представления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан с отсылкой на возможность дальнейшего правового регулирования этого порядка названным органом государственного жилищного надзора, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что утверждение Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан формы предоставления сведений в пределах их объема, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также в рамках установленных Законом Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ, порядка и сроков, в том числе конкретизация этих сведений по периодам и по видам платежей, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может расцениваться как возложение на владельцев специального счета не предусмотренных законом обязанностей.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых норм Федеральному закону от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", указал, что данным Федеральным законом регулируется деятельность участников информационного взаимодействия в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве, составляющей государственный информационный ресурс в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поскольку в частности, пунктом 19 части 1 статьи 6, пунктом 4 части 14 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ предусмотрено размещение в данной системе информации о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на счет денежных средств, в том числе на специальный счет, которые открыты в целях формирования фонда капитального ремонта, а также об остатке денежных средств на таких счетах органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом установление порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации ее поставщиками в силу пункта 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Разделом 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 144/пр от 29 февраля 2016 года на лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, возложена обязанность по ежеквартальному размещению в системе информации о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на специальный счет денежных средств, а также об остатке денежных средств (пункт 11.3).
Наряду с этим, статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей осуществление контроля за формированием фонда капитального ремонта, предусмотрена обязанность владельца специального счета предоставлять сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров непосредственно в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на орган государственного жилищного надзора возложена обязанность по ведению реестра специальных счетов, а также предоставлению, помимо прочего, вышеперечисленных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом (части 4, 5).
Порядок предоставления органами государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 1 - 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 576/пр.
Исходя из системного толкования приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанности по размещению сведений в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, установленные специальными нормами права, регулирующими вопросы функционирования данной системы, не исключают обязанности владельцев специального счета по представлению сведений в орган государственного жилищного надзора, прямо предусмотренной статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующая редакция которой принята в период функционирования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, между тем, доводы административного истца об отсутствии необходимости дополнительного представления в орган государственного жилищного надзора сведений, уже имеющихся в данной системе, не свидетельствует о неправомочности утверждения Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан формы предоставления сведений в целях осуществления контроля за формированием фонда капитального ремонта, а сводится к оценке целесообразности принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, что не является предметом судебного нормоконтроля.
Таким образом, суд пришел к выводу, что доводы о правомерности определения порядка предоставления сведений лишь на федеральном уровне правового регулирования в целях создания равных условий для владельцев специальных счетов во всех субъектах Российской Федерации выходят за рамки рассмотрения данного административного спора, поскольку в этом случае административным истцом фактически оспариваются положения части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделившие субъекты Российской Федерации соответствующими полномочиями, что предполагает возможность дифференцированного правового регулирования спорных правоотношений на уровне субъектов Российской Федерации, в связи с чем в рамках действующего правового регулирования суд пришел к выводу, о том, что положения пункта 2.6 Порядка, а также графы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29 приложения N 4 к Порядку нельзя признать противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в удовлетворении этой части требований суд обоснованно отказал.
В апелляционной жалобе административный истец указал, что форму сведения для предоставления в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан должен утверждать Минстрой РФ, а не отдельный субъект Российской Федерации; Минстрой РФ запрашивает сведения не ежемесячно, а ежеквартально; контроль денежных средств по специальному счету осуществляется путем заполнения соответствующей информации в ГИС ЖКХ РФ ежеквартально в электронном виде, информация в ГИС ЖКХ РФ и в форме по приложению N 4 к Порядку дублируют друг друга, поэтому заполнение формы по приложению N 4 к Порядку является излишним.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку, как правильно указал суд, статьей 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей осуществление контроля за формированием фонда капитального ремонта, предусмотрена обязанность владельца специального счета предоставлять указанные в данной статье сведения непосредственно в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, а оценка целесообразности принятия нормативного правового акта в оспариваемой части не является предметом судебного нормоконтроля.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что оспариваемые положения увеличивают нагрузку на владельцев специального счета, возложив на них дополнительные обязанности по ежемесячному представлению сведений, не предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, одновременно в форме документов на бумажном носителе и в электронной форме, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку частью 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ предусмотрено, что такие сведения представляются владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора Республики Татарстан, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан. Таким образом, пункт 2.6 Порядка, которым предусмотрено представление сведений на бумажном носителе, а также в электронном виде, соответствует части 3 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года N 52-ЗРТ и не может расцениваться как превышение Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан своих полномочий.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о необходимости признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта со дня его принятия, а не с момента вступления решения в законную силу, является несостоятельным по следующим основания.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения должны быть признаны недействующими, суд принял во внимание, что нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, поэтому исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (абзац третий пункта 38), оспариваемые положения обоснованно признаны не действующими с даты вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что указание тарифа на капитальный ремонт (графа 8); размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД (графа 9) необходимо для соотнесения сведений о том, каким именно юридическим лицом представлена информация, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку для указанных целей в приложении N 4 к Порядку заполняются графы 1-5.
Ссылки административного ответчика на приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 сентября 2014 года N 576/пр "О порядке предоставления органами государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 1 - 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации", от 1 декабря 2016 года N 871/пр "Об утверждении форм мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных Приказов Минстроя России" не могут быть приняты во внимание, поскольку регулируют деятельность органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации и их взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом и административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
В остальной части оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года отменить в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сноски к графе 18 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35.
Принять в отмененной части новое решение.
Отказать в удовлетворении требований товарищества собственников недвижимости "Темп-36" о признании недействующим граф 1, 2, 3, 4, 5, 6, сноски к графе 18 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу графу 7 приложения N 4 к Порядку предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональным оператором), и владельцем специального счета, утвержденному приказом Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 1 марта 2022 года N 35 в части слов "и нежилых".
В остальной части решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы товарищества собственников недвижимости "Темп-36", Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.