Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу председателя правления Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера "Харвута" Ядне Вениамина Сергеевича на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ямало-ненецкому автономному округу Нижнеобинского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20 сентября 2021 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера "Харвута" Ядне Вениамина Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ямало-Ненецкому автономному округу Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N Я01-073/2021-03 от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 года (N 12-310/2022), решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года (N 7-408/2022), председатель правления семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера "Харвута" (далее - община) Ядне В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ядне В.С, выражая несогласие с вышеуказанными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 08 февраля 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Из положений пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) следует, что рыболовство - это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43.1 Закона о рыболовстве Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Закона о рыболовстве).
Подпунктом 15.3 пункта 15 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 октября 2014 года N 402 (далее - Правила рыболовства), установлено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении рыболовства запрещается вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова). Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса каждого вида водного биоресурса, рыбной или иной продукции из водных биоресурсов, находящейся на борту, в пределах 5 процентов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал и таможенную декларацию в срок не позднее 6 часов после окончания выгрузки улова с судна с уведомлением соответствующих контролирующих органов.
Как усматривается из материалов дела, 03 декабря 2020 года в адрес отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству представлены сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов вида ряпушка в количестве - 0 кг (фактический вылов 7 017 кг согласно промысловому журналу) на районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов ЯНАО Тазовский район протока Еенси за период с 16 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года, а также сведения о добыче (вылове) с начала 2020 года водных биоресурсов вида щука в количестве - 1 000 кг (фактический вылов 1 005 кг согласно промысловому журналу), вида ряпушка в количестве 10 000 кг (фактический вылов 10 041 кг согласно промысловому журналу) на районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов ЯНАО Тазовский район протока Еенси.
20 января 2021 года представлены сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов вида ряпушка в количестве - 0 кг (фактический вылов 7 017 кг согласно промысловому журналу) на районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов ЯНАО Тазовский район протока Еенси за период с 16 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года, а также сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов вида ряпушка в количестве - 10 000 кг (фактический вылов 10 041 кг согласно промысловому журналу) и вида щека в количестве - 1 000 кг (фактический вылов 1 005 кг согласно промысловому журналу) на районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов ЯНАО Тазовский район протока Еенси за период с начала 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ядне В.С. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ и не оспариваются в жалобе.
В жалобе на постановление должностного лица Ядне В.С. приводил доводы о допущенных при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, нарушениях процессуальных требований КоАП РФ.
Судья городского суда, с выводами которого согласился судья суда автономного округа, указал, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением требований, предусмотренных положениями КоАП РФ.
С данными выводами следует согласиться.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 названной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 07 июня 2021 года должностным лицом в отсутствие Ядне В.С. - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В материалах дела об административном правонарушении имеется уведомление от 05 февраля 2021 года N 275, адресованное председателю правления общины Ядне В.С. о вызове для составления данного протокола в 10 часов 30 минут 07 июня 2021 года и направленное по месту жительства: "данные изъяты" (л.а.м. 117). Согласно общедоступным данным, Находкинская тундра - межселенная и труднодоступная территория Тазовского района ЯНАО, административно относится к с. "данные изъяты". Заказное письмо адресату вручено не было - после неудачной попытки вручения оно возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (л.а.м. 58-59). Нарушений порядка доставки письма не установлено (л.а.м. 70). При этом 25 февраля 2021 года должностное лицо направило на электронный адрес общины информацию о направлении уведомления Ядне В.С. по месту жительства (л.а.м. 60-62), а 13 мая 2021 года - уведомление от 05 февраля 2021 года (л.а.м. 71-74).
Протокол, содержащий сведения о рассмотрении дела 20 сентября 2021 года, направлен Ядне В.С. по месту его жительства 08 июня 2021 года, возвращен отправителю из-за истечения срока хранения; нарушений порядка доставки письма не установлено (л.а.м. 37-38, 53).
Копия постановления по делу об административном правонарушении направлена должностным лицом по месту жительства Ядне В.С. 21 сентября 2021 года, возвращена отправителю 18 ноября 2021 года (л.а.м. 13, 26).
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что должностное лицо создало необходимые условия ля реализации Ядне В.С. права на участие в производстве по делу об административном правонарушении и, как следствие, права на защиту.
Доводы жалобы о неприменении судьями положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ повторяют доводы, которые были проверены и обоснованно отклонены судьями нижестоящих судов.
Вопреки доводам жалобы положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в настоящем деле не подлежали применению, так как к административной ответственности привлечено должностное, а не юридическое лицо. Не имеется оснований и для применения положений части 5 статьи 2.1 КоАП РФ, поскольку размер административного штрафа является фиксированным и не зависит от суммы выручки или начальной цены гражданско-правового договора.
Доводы жалобы о малозначительности деяния проверялись судьями нижестоящих судов, правомерно ими отклонены, не согласиться с их мотивированными выводами оснований не имеется. Имущественное положение общины основанием для признания совершенного Ядне В.С. правонарушения не является.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ямало-Ненецкому автономному округу Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20 сентября 2021 года, решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июля 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления семейно-родовой общины коренных малочисленных народов севера "Харвута" Ядне Вениамина Сергеевича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.