Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стерхова Андрея Владимировича на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 года по административному делу N2а-1297/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N13 по Свердловской области (далее - Инспекция) к Стерхову Андрею Владимировичу о взыскании недоимки и пени по земельному налогу.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением к Стерхову А.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 11 455 рублей и пени по налогу в сумме 40, 09 рублей, указав на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога в установленный срок, в связи с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 31 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 года, административные исковые требования удовлетворены.
В поданной 28 декабря 2022 года кассационной жалобе Стерхов А.В. просит постановленные судебные акты отменить, как незаконные, направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, ссылаясь на необходимость расчета земельного налога только с площади земельного участка, не занятой объектом недвижимого имущества муниципального образования "город Ирбит" (в настоящее время - Городской округ "Ирбит", далее - ГО "Ирбит") и до момента вступления в законную силу судебного акта; ошибочный размер земельного налога в результате завышенной кадастровой стоимости из-за бездействия ГО "Ирбит" по постановке на кадастровый учет систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации; неправомерное возложение обязанности по уплате налога за земельный участок, правом владения которым, административный ответчик лишен.
Все участники извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда кассационной инстанции.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела таких нарушений не допущено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено при рассмотрении дела, 30 декабря 2014 года за Стерховым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты"
22 мая 2020 года право собственности на участок за административным ответчиком прекращено на основании решения Ирбитского районного суда Свердловской области, зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием "город Ирбит".
Инспекцией в адрес Стерхова А.В. через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление N22200077 от 1 сентября 2021 года об уплате в срок до 1 декабря 2021 года земельного налога за 2020 год в размере 11 455 рублей.
В связи с неуплатой Стерховым А.В. в установленный срок земельного налога, Инспекцией направлено требование N28642 по состоянию на 16 декабря 2021 года об уплате недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 11 455 рублей и пени по налогу в сумме 40, 09 рублей за период со 02 по 15 декабря 2021 года, со сроком исполнения до 25 января 2022 года.
06 мая 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании со Стерхова А.В. в пользу налогового органа задолженности по земельному налогу, который 27 мая 2022 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
15 июля 2022 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, пришли к заключению о правомерности заявленных налоговым органом требований, поскольку Стерхов А.В, являясь плательщиком земельного налога в 2020 году, обязательные платежи в установленный срок не уплатил, процедура принудительного взыскания задолженности, установленная статьей 48 НК РФ, Инспекцией соблюдена, расчет задолженности проверен и является верным.
В соответствии со статьями 390, 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Положениями статьи 393 НК РФ определено, что налоговый период устанавливается как календарный год.
На основании статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты установлен до 01 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
При этом налоговый орган не вправе самостоятельно определять налоговую базу для расчета налога.
В рассматриваемом случае, при расчете земельного налога налоговая база для расчета была определена, как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 749 247 рублей, на основании данных Управления Росреестра по Свердловской области.
Таким образом, начисление земельного налога за 2020 год произведено Стерхову А.В. обоснованно, в соответствии с налоговым законодательством.
Доводы кассационной жалобы о бездействии муниципального образования "город Ирбит" по регистрации права собственности на земельный участок; необходимости исключения из площади земельного участка площади, занятой нежилым зданием муниципального образования "город Ирбит", при расчете налоговым органом земельного налога, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 31 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стерхова Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме принято 03 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.