Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Банниковой В.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-574/2022) по административному исковому заявлению акционерного общества "Электротехнический комплекс" о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 "Об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области", по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 20 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца АО "Электротехнический комплекс" Проваловского В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 28 декабря 2021 года N 679/97 утверждена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области (далее - приказ N 679/97).
Приложением N 1 к приказу установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год для акционерного общества "Электротехнический комплекс" в размере 83, 51 миллион рублей; приложением N 2 установлена необходимая валовая выручка АО "Электротехнический комплекс" на 2020 - 2024 годы; приложением N 3 установлены и введены в действие с календарной разбивкой индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе между АО "Электротехнический комплекс" и АО "Омскэлектро", ПАО "Россети Сибирь", ИП Кацманом В.В, ООО "Омская энергосетевая компания" соответственно.
Акционерное общество "Электротехнический комплекс" (далее - АО "ЭТК", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия приказа N 697/97 в части: столбец 4 строки 8 приложения N 1 "базового уровня подконтрольных расходов", столбец 4 строки 2 приложения N 2 в части "необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета оплаты потерь" на 2020-2024 годы, строки приложения N 3 в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2-е полугодие 2022 года. Исковые требования мотивированы тем, что в связи с несогласием с принятым Региональной энергетической комиссии Омской области приказом от 31 декабря 2019 года N 578/19, Общество обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий. По результатам рассмотрения заявления ФАС России было предписано произвести расчет расходов на оплату труда. Вместе с тем, Региональной энергетической комиссией Омской области неверно произведен расчет расходов по оплате труда, а также незаконно пересмотрены и уменьшены учтенные ранее в необходимой валовой выручке расходы долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, при этом регулирующим органом не пересмотрена необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы.
Решением Омского областного суда от 20 октября 2022 года административное исковое заявление АО "Электротехнический комплекс" удовлетворено. Оспариваемые положения приказа признаны недействующими со дня принятия.
Не согласившись с решением суда представителем административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области Яжемчук Л.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что судом неправильно применены положения законодательства, регламентирующие вопросы установления фонда оплаты труда на основании фактических затрат регулируемой организации и параметров отраслевого тарифного соглашения. Указывает о несоответствии вывода суда фактическим обстоятельством дела о том, что оспариваемый приказ принят за рамками исполнения решения ФАС России.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителем АО "ЭТК" и представителем прокуратуры Омской области, представлены возражения, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель АО "Электротехнический комплекс" Проваловский В.В, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Региональной энергетической комиссии, представители заинтересованных лиц ИП Кацман В.В, АО "Омскэлектро", ПАО Россети Сибирь, ООО Омская энергосетевая компания в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От представителя ФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены ли изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э) и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 1 Положения о РЭК Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Положения, к полномочиям РЭК Омской области в области государственного регулирования в электроэнергетике относится, в том числе установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Согласно пункту 6 Методических указаний долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый Методическими указаниями; максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг, определяемая Методическими указаниями; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования.
Из пункта 12 Методических указаний N 98-э следует, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы было утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 21 декабря 2018 года.
В соответствии с положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации на АО "Электротехнический комплекс" распространяется действие данного Отраслевого тарифного соглашения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является основным видом деятельности АО "Электротехнический комплекс".
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 года N 663/78 установлена необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области на 2015-2019 годы.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 декабря 2019 года N 578/91 внесены изменения в Приказ N 663/78, необходимая валовая выручка, долгосрочные параметры и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций в Омской области установлены на период 2020-2024 годов.
Не согласившись с данным приказом в части установления для Общества необходимой валовой выручки и тарифов на передачу электрической энергии, АО "Электротехнический комплекс" обратилось с заявлением в ФАС России о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области.
Решением ФАС России от 02 октября (25 сентября) 2020 года тарифный орган признан нарушившим пункт 26 Основ ценообразования, пункт 23 Правил регулирования, РЭК Омской области предписано произвести анализ и расчет расходов в экспертном заключении по статьям затрат "Расходы на оплату труда", "Страховые взносы", пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов Общества на 2020 год, а также необходимую валовую выручку и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО "ЭТК" на 2020 год.
Во исполнения решения ФАС России от 02 октября (25 сентября) 2020 года Региональной энергетической комиссией Омской области издан приказ от 29 октября 2020 года N 260/68 о внесении изменений в приказ N 663/78.
29 апреля 2021 года АО "Электротехнический комплекс" обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.
28 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссией Омской области издан оспариваемый приказ N 679/97.
Пунктом 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в сфере электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы определенен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда промышленно-производственного персонала и динамика ее изменения.
Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки, среднего тарифного коэффициента по Организации и состоят, в том числе из доплат, надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда, в размере не менее 12, 5 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (пункт 8.4.2.1); премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере не менее 75 процентов тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда (пункт 8.4.2.3).
В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого тарифного соглашения, в зависимости от финансового и экономического состояния Организации, а также социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем минимальную месячную тарифную ставку.
Из материалов дела, пояснений сторон следует, что Обществом на 2020 год минимальная месячная тарифная ставка предложена в размере 9 109, 56 рублей, что больше размера минимальной месячной тарифной ставки, установленной Отраслевым тарифным соглашением (8 772, 65 рублей), при этом размер выплат, связанных с режимом работы и условиями труд, размер текущего премирования ниже предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением. Вместе с тем, общий фонд оплаты труда не превышает размера определенного отраслевым тарифным соглашением.
Тарифный орган, исполняя решение ФАС России и производя перерасчет расходов на оплату труда на 2020 год, минимальную месячную тарифную ставку принял в размере 8 772, 65 рублей, т.е. в размере, установленным отраслевым соглашением.
Областной суд, проанализировав указанные обстоятельства, положения пункта 26 Основ ценообразования, установив, что фактический объем оплаты труда АО "Электротехнический комплекс" не превышал показателей, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отклонения предложения регулируемой организации.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с положения пункта 3.5 Отраслевого тарифного соглашения, Общество имело право устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем минимальную месячную тарифную ставку.
Также являются обоснованными и правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у Региональной энергетической комиссии Омской области оснований по перерасчету расходов на оплату труда за 2018 год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года N 533 утверждены Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применение цен (тарифов).
Согласно пункту 21 данных Правил Федеральный антимонопольный орган по результатам рассмотрения спора принимает одно из следующих решений:
а) об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично);
б) об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении.
Пунктом 26 Правил предусмотрено, что решение, указанное в подпункте "а" пункта 21 настоящих Правил, подлежит исполнению без изменения других (не указанных в решении) показателей, использованных указанным органом при установлении цен (тарифов) (стандартизированных тарифных ставок, плат, надбавок).
Из решения ФАС России от 02 октября (25 сентября) 2020 года, как указано выше, следует, что РЭК Омской области предписано произвести анализ и расчет расходов в экспертном заключении по статьям затрат "Расходы на оплату труда", "Страховые взносы", пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов Общества только на 2020 год.
Каких-либо указаний о пересмотре расходов на оплату труда за 2018 год решение ФАС России не содержит.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что оспариваемое тарифное решение было предметом рассмотрения ФАС России и в принятии заявления о разногласиях Обществу было отказано, подлежат отклонению.
Действительно, решением ФАС России от 04 февраля 2021 года N СП/7659/21 было отказано в принятии заявления о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО "Электротехнический комплекс" и Региональной энергетической комиссией Омской области.
Данное решение было обжаловано в Арбитражный суд города Москвы и решением от 17 мая 2021 года в удовлетворении требований АО "Электротехнический комплекс" было отказано.
Однако, из указанного решения Арбитражного суда города Москвы следует, что ФАС России отказано Обществу в принятии заявления о разногласиях только на том основании, что тариф на передачу электрической энергии на 2020 год уже был предметом рассмотрения ФАС России.
Также в решении от 17 мая 2021 года суд указал, что в случае несогласия с принятым РЭК Омской области во исполнение решения ФАС России от 02 октября 2020 года приказом АО "ЭТК" не лишено возможности в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании данного приказа недействующим.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба административного ответчика не содержит.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 20 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 29 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.