Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Гусевой О.Г., при секретаре Бранец М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по административному исковому заявлению Шихановой Оксаны Ахметовны к УВМ ГУ МВД России по адрес об отмене заключения о признании не приобретшей гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке
по апелляционным жалобам представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица фио по доверенности Нагайцевой Е.Е. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 08 сентября 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Шиханова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по адрес об оспаривании заключения от 25 апреля 2022 года о признании неприобретшей гражданство Российской Федерации, ссылаясь на то, что родилась в адрес в 1986 году, в детском возрасте переехала в адрес, где проживала с отцом - фио В 2001 году окончила 9 классов СОШ N30 им. фио адрес. В этом же году переехала жить в адрес, была зарегистрирована временно у родственников. В 2003 году окончила ГОУ СОШ N216 Департамента образования адрес. С 2004 года осуществляла трудовую деятельность в адрес. С 2004 по 2013 год с перерывом проходила обучение в Московском институте права. Является матерью пятерых детей, которые родились в адрес. Имеет в собственности недвижимость. Неоднократно обращалась за оформлением и была документирована паспортом гражданина Российской Федерации. Считает, что является гражданкой Российской Федерации, а оспариваемое заключение незаконно, необоснованно, нарушает ее права и законные интересы.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 08 сентября 2022 года требования Шихановой Оксаны Ахметовны удовлетворены; отменено заключение ГУ МВД России по адрес от 25 апреля 2022 года о признании Шихановой Оксаны Ахметовны не приобретшей гражданство Российской Федерации в установленном порядке.
Представителем административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения суда как незаконного, с указанием на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, неверную оценку собранных по делу доказательств.
Представитель заинтересованного лица фио по доверенности фио просит об отмене решения суда, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, дана неверная оценка собранным по делу доказательствам, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика ГУ МВД России по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица фио по доверенности адвоката Нагайцевой Е.Е, возражения представителя административного истца Шихановой О.А. по доверенности адвоката фио, обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как установлено судом первой инстанции, ГУ МВД России по адрес проведена проверка обстоятельств наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации в отношении Шихановой О.А, по итогам которой дано заключение от 25 апреля 2022 года о признании Шихановой О.А. не приобретшей гражданство Российской Федерации, также признано в нарушение установленного порядка документирование паспортами, заграничными паспортами.
ГУ МВД России по адрес установлено, что проверка была инициирована по контрольному запросу ГУВМ МВД России.
При проведении проверки было установлено, что Шиханова О.А. (до заключения брака - фио) родилась в адрес гай адрес, адрес.
С 17 февраля 2006 года зарегистрирована по адресу: адрес.
Документирована паспортные данные ОМВД России по адрес, в связи с непригодностью паспортные данные;
серии 45 11 294801 выдан 12 июля 2011 года ОУФМС России по адрес Кунцево, в связи с заменой установочных данных - изменении фамилии с Довлетовой на фио;
серии 45 11 N229579 выдан 27 мая 2011 года ОУФМС России по адрес, в связи с утратой паспортные данные;
серии 48 08 N682966 выдан 02 сентября 2006 года ПВО ОВД Кунцево адрес, в связи с утратой паспортные данные;
серии 45 08 N489190 выдан 31 мая 2006 года ПВО ОВД по адрес, в связи с непригодностью паспортные данные;
серии 98 03 N698687 выдан 31 июля 2003 года Верхоянским РОВД адрес, в связи с достижением 14-го возраста на основании свидетельства о рождении.
Также была документирована заграничными паспортные данные, 11.10.2010 г, 05.08.2011 г, 05.12.2013 г, 14.10.2017 г, 07.02.2012 г, 19.09.2019 г.
По учетам ОАСР УВМ ГУ МВД России по адрес значится зарегистрированной с 23.09.2003 по 23.03.2004 по адресу: адрес, 17-1-40, по паспортные данные. Далее зарегистрирована по различным адресам в адрес.
ГУ МВД России по адрес был направлен запрос в УВМ МВД по адрес. Получен ответ о том, что фио действительно была документирована паспортные данные по достижении 14-го возраста на основании свидетельства о рождении без проведения проверки свидетельствующих о наличии или отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с п. 51 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N1325. Административный истец была снята с регистрационного учета 12.08.2003 по адресу: адрес, при этом ранее прибыла из адрес. По учетам Администрации адрес семья Довлетовых по данному адресу зарегистрированными по месту жительства/пребывания, снятыми с регистрационного учета не значится. фио в Батагайской средней школе не обучалась.
Кроме того, ГУ МВД России по адрес было принято во внимание, что мать административного истца, фио (фио), также признана не приобретшей гражданство Российской Федерации.
фио, отец административного истца, также не значится зарегистрированным в Российской Федерации. Имеется ответ из УФМС России по адрес от 2006 года с приложением выписки из домовой книги, что он с 01 марта 1989 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, адрес, по паспорту гражданина СССР серии Х-СБ N708059, выданному 01 июля 1988 года 7 о/м Москвы, выписан 24 апреля 2002 года. Однако, данный паспорт был выдан иному лицу - фио
ГУ МВД России пришло к выводу о том, что в ходе проведенной проверки факт проживания фио на адрес по состоянию на 06 февраля 1992 года не нашёл своего подтверждения, также, как и факт приобретения ею гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Шихановой О.А. При этом исходил из того, что достоверных и бесспорных доказательств того, что Шиханова О.А. не проживала в России не предоставлено. Шиханова О.А. с 01.09.1999 по 31.08.2001 проходила обучение в МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N30 им фио"; 25 июня 2003 года ГОУ СОШ N216 Департамента образования адрес Шихановой О.А. выдан аттестат о среднем общем образовании. 18 июня 2011 года заключен брак между Шихановой О.А. и фио; Шиханова О.А. является матерью пятерых детей: фио, 2006 г.р, фио, 2015 г.р, фио, 2007 г.р, фио, 2018 г.р. фио, 2010 г.р.
Из справки - подтверждения акта рождения N369 следует, что отец Шихановой О.А.- фио родился 28 декабря 1959 года, однако в заключении ГУ МВД России по адрес указана иная дата рождения, что свидетельствует о проведении проверки не в полном объеме. фио А. умер 14 марта 2003 года.
В 2003 году Шиханова О.А. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, при этом, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
В заключении ГУ МВД России по адрес указано, что имеется выписка из домовой книги о регистрации фио с 01 марта 1989 года по адресу: адрес, выписан 24 апреля 2002 года; соответственно его заявление о принятии Шихановой О.А. в гражданство России подлежало удовлетворению на законном основании.
Шихановой О.А. неоднократно была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, тем самым органы миграции подтверждали наличие у Шихановой О.А. гражданства Российской Федерации.
Фактов привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, проведении проверки в отношении указанных лиц, ранее выдавших паспорта, суду не представлено.
Таким образом, заключение ГУ МВД России по адрес 25 апреля 2022 года о признании Шихановой О.А. неприобретшей гражданство Российской Федерации является незаконным и подлежит отмене.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 1948-1), действовавшей на момент приобретения административным истцом гражданства Российской Федерации, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на адрес после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Из содержания статьи 10 Закона N 1948-1 следует, что документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
На момент документирования административного истца паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 года N 1400) (далее - Инструкция).
Инструкцией предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
Пункт 13 Инструкции содержит указание на то, что выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В соответствии с пунктом 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
Согласно пункт 23 Инструкции после проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П.
Учитывая тот факт, что фио (фио) О.А. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ). При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Из содержания пункта 52 Положения следует, что после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Из содержания части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона N 62-ФЗ следует, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом, осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
Действующее законодательство допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе, и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
Из системного анализа приведенных выше положений закона следует, что решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
В Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционных жалоб оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 08 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 02 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.