Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре
Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 1643 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" и дополнениям к ней на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" - ФИО1 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Документ опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом 1643 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" (далее - ООО "Восточный клуб", Общество, административный истец), являющееся собственником помещения с кадастровым номером N расположенного в вышеуказанном здании, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в пункт 1643 Перечня на 2021 год здания с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание и земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень на 2021 год нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2022 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО "Восточный клуб".
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит указанное решение суда от 15 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" - ФИО2 участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" - Исангужина И.Я, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ), признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в пункт 1643 Перечня на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N. В состав здания входят нежилые помещения с кадастровыми номерами N площадью 2 412, 2 кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО "Восточный клуб".
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемый Перечень нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование нормативного правового акта в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования. Административным истцом компетенция Министерства на издание обжалуемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Материалами дела подтверждается, что здание с кадастровым номером N площадью 3 456 кв.м имеет назначение: "нежилое", наименование: "административно-хозяйственное здание с магазином".
При этом, судебная коллегия отмечает, что наименование здания "административно-хозяйственное здание с магазином" не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не наименование самого здания (строения, сооружения).
Согласно информации ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, спорный объект недвижимости на момент принятия оспариваемого Перечня был расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "магазины, банковская и страховая деятельность, спорт, культурное развитие, бытовое обслуживание" (л.д. 141 т.1).
ООО "Восточный клуб" пользуется вышеуказанным земельным участком по договору аренды N, дата регистрация 2 апреля 2018 года.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, действующей на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540, действующим до 4 апреля 2021 года (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии NП/0412 от 10 ноября 2020 года "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования земельного участка "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2) предусматривает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2, "Бытовое обслуживание" (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Также Конституционный Суд Российской Федерации указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно оправданными причинами. Иными словами, конституционно-правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды.
По смыслу приведенной правовой позиции, в случае установления в отношении земельного участка нескольких видов разрешенного использования, для отнесения расположенных на таком участке зданий к объектам, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту, составленному территориальным участком г. Уфы государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 18 марта 2021 года, в состав вышеуказанного здания литер А входят помещения с наименованием "нежилое помещение", фактическое использование "торговое" общей площадью 833, 6 кв.м (кадастровый номер N, собственник ООО " "данные изъяты""), по экспликации: эл.щитовая, коридор, склад, серверная, фасовочная, комната персонала, душевая, санузел, кабинет, гардероб, торговый зал (460, 4 кв.м), торговое помещение (19, 7+28, 1+31, 8+28, 7+14, 2=122, 5 кв.м), склад, тамбур.
Согласно техническому паспорту на эти же помещения по состоянию на 11 января 2007 года общая площадь составляла 836 кв.м, по экспликации: тамбур, коридор, кабинет, склад, бытовая, раздевалка, санузел, торговый зал (566, 6 кв.м).
Из технического паспорта территориального участка г.Уфы государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на 23 марта 2021 года следует, что в состав вышеуказанного здания литер А входят помещения с наименованием "нежилое помещение", фактическое использование "административное" общей площадью 2441, 6 кв.м (с кадастровым номером N, собственность ООО "Восточный клуб"), по экспликации: коридор, подсобное, кладовая, венткамера, душевая, лестничная клетка, отопительная, электрощитовая, столовая, кухня, зал, холл. Общая площадь нежилого помещения изменилась с 2312, 2 кв.м на 2441, 6 кв.м в связи с перепланировкой и обустройством антресоли. По экспликации погашенного технического паспорта по состоянию на 13 декабря 2018 года данное помещение состояло из тех же помещений.
Из экспликации технического паспорта Уфимского городского филиала государственного унитарного предприятия "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" по состоянию на 19 сентября 2006 года следует, что в состав вышеуказанного здания литер А входят помещения с наименованием "нежилое помещение", фактическое использование "административное" общей площадью 239, 1 кв.м (с кадастровым номером N собственность ООО " "данные изъяты""), по экспликации: тамбур, туалет, лестничная клетка, кабинет.
Площадь помещений здания, по своему назначению имеющих правовое значение для включения здания в перечень объектов недвижимого имущества, составляет менее 20 % от общей площади здания. По экспликации вышеуказанных технических паспортов в здании с общей площадью 3 456 кв.м наименование помещений как торговые составляет 582, 9 кв.м (460, 4 + 122, 5), то есть 16, 86 % от общей площади здания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень на 2021 год исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлен договор аренды нежилых помещений между ООО " "данные изъяты"" (арендодатель) и ООО " "данные изъяты" (арендатор) (торговая сеть "данные изъяты"") от 14 июня 2012 года. По условиям данного договора арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору 836 кв.м по адресу "адрес" На арендуемых торговых площадях арендатор осуществляет деятельность по реализации продуктов питания, промышленных товаров. Арендатор вправе сдавать торговые площади в субаренду без согласия арендодателя.
Таким образом, по данному договору аренды под торговую деятельность фактически используется 24, 18% от общей площади здания, что является самостоятельным основанием для включения в оспариваемый пункт Перечня. Также сослался на акт обследования по состоянию на 28 ноября 2020 года (том 2 л.д.1), в котором указано, что в здании с кадастровым номером N по адресу "адрес" расположены помещения под торговую деятельность: "данные изъяты" Под административную деятельность: юридическая компания " "данные изъяты" Под бытовое обслуживание: сервисных центр " "данные изъяты" мебельная компания "данные изъяты"", магазин " "данные изъяты"", магазин цветов " "данные изъяты"", магазин " "данные изъяты"". Под деятельность не соответствующей критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: детская хореографическая студия " "данные изъяты" детская студия танца " "данные изъяты" обучение танцам " "данные изъяты" По результатам проведенного обследования установлено, что объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из доказательств, представленных в материалы дела, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.
По запросу суда апелляционной инстанции в подтверждение фактического использования помещений в спорном здании лицами, участвующими в деле были представлены договоры аренды, субаренды.
Как следует из ответа общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" по состоянию на 15 декабря 2020 года (юридически значимая дата) по нежилому помещению с кадастровым номером N принадлежащему обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" отсутствовали заключенные договоры аренды.
По состоянию на 15 декабря 2020 года обществом с ограниченной ответственностью "Восточный клуб", в лице генерального директора ФИО4 было предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю ФИО3 нежилое помещение с кадастровым номером N на основании договора аренды от 1 апреля 2020 года, сроком с 1 апреля 2020 года по 28 февраля 2021 года.
В рамках данного договора арендодатель обязался предоставить в аренду помещения общей площадью 2 412, 2 кв.м, расположенные в здании по адресу: "адрес" для физкультурно-оздоровительной деятельности, центра дошкольного развития, детского научного клуба. Арендатор не имеет права сдавать указанные помещения в субаренду или иным образом передавать их в пользование третьим лицам, а равно выступать стороной в сделке, результатом которой может явиться возникновение имущественных прав третьих лиц в отношении помещений.
Относительно нежилого помещения с кадастровым номером N, то по состоянию на 15 декабря 2020 года вся площадь нежилого помещения была передана прежним собственником (ООО " "данные изъяты"") в аренду ООО " "данные изъяты" по договору аренды нежилых помещений от 14 июня 2012 года N сроком на 6 лет.
Согласно п.1.2 договора помещения были переданы в аренду ООО " "данные изъяты" в целях реализации продуктов питания и промышленных товаров.
Согласно п.1.5 договора арендатор вправе сдавать торговые площади в субаренду без согласия арендодателя.
10 июня 2018 года между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" было подписано дополнительное соглашение к вышеуказанному договору о продлении срока аренды до 14 июня 2028 года. В настоящее время договор аренды от 14 июня 2012 года N является действующим.
Как следует из материалов дела, в период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года часть помещения использовалась ООО "данные изъяты" самостоятельно (для размещения магазина " "данные изъяты" торговая площадь магазина " "данные изъяты" составляет 460, 4 кв. м), часть помещения была сдана в субаренду.
В период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года часть помещения с кадастровым номером N занимали следующие субарендаторы:
договор субаренды N от 1 декабря 2020 года, субарендатор ФИО5 (фактическое использование - розничная продажа: спутниковое, цифровое эфирное телевидение, мультимедиа, электроника), площадь по договору субаренды - 25, 8 кв. м;
договор субаренды N от 1 июля 2015 года, субарендатор ФИО6 (фактическое использование - продажа срезанных и горшочных цветов, упаковка к цветам), площадь по договору субаренды - 15, 0 кв. м;
договор субаренды N от 1 августа 2017 года, субарендатор ФИО7 (фактическое использование - продажа декоративной косметики, парфюмерии и аксессуаров для женщин) площадь по договору субаренды - 35, 6 кв. м;
договор субаренды N от 9 ноября 2018 года, субарендатор ФИО8 (фактическое использование - розничная торговля текстилем), площадь по договору субаренды - 30, 0 кв. м;
договор субаренды N от 2 апреля 2015 года, субарендатор ФИО9 (фактическое использование - салон оптики "Мои глазки"), площадь по договору субаренды - 27, 0 кв. м;
договор субаренды N от 15 октября 2018 года, субарендатор ФИО10фактическое использование - продажа сотовых аксессуаров и комплектующих), площадь по договору субаренды - 6, 0 кв. м.
Таким образом, в качестве торговых площадей и/или торговых помещений фактически использовались следующие площади: по магазину "данные изъяты" - 460, 4 кв. м, по договорам субаренды - 139, 4 кв. м.
Выводы суда первой инстанции о том, что в помещении с кадастровым номером N общей площадью 836, 0 кв.м, собственником которого на момент включения в Перечень являлся ООО " "данные изъяты" по договору аренды полностью используется под торговую деятельность, что от общей площади здания составило 24, 18% (836 кв.м*100/3456 кв.м) являются ошибочными, поскольку согласно условиям договора деятельность по реализации продуктов питания, промышленных товаров осуществляется арендатором на арендуемых торговых площадях, под которые подпадают только помещения, предназначенные для торговой деятельности.
Таким образом, указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и его фактическим обстоятельствам, опровергаются представленными в суд апелляционной инстанции договорами аренды и субаренды.
Следовательно, материалами дела не подтверждается, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Представленный в материалы дела акт обследования фактического использования здания по состоянию на 7 апреля 2021 года является ненадлежащим доказательством соответствия объекта капительного строительства критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данный документ составлен после издания нормативного правового акта, то есть с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233.
В акте обследования по состоянию на 28 ноября 2020 года (том 2 л.д.1) указано, что в здании с кадастровым номером N по адресу "адрес", расположены помещения под торговую деятельность: центр паровых коктейлей "данные изъяты" сеть салонов оптики " "данные изъяты"", постельные принадлежности, текстиль для дома " "данные изъяты"", торговая сеть " "данные изъяты" Под административную деятельность: юридическая компания " "данные изъяты" Под бытовое обслуживание: сервисных центр " "данные изъяты" мебельная компания "данные изъяты" магазин " "данные изъяты"", магазин цветов "данные изъяты"", магазин " "данные изъяты"". Под деятельность не соответствующей критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: детская хореографическая студия " "данные изъяты" детская студия танца " "данные изъяты" обучение танцам " "данные изъяты" По результатам проведенного обследования установлено, что объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определять в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение здания в Перечень на 2021 год по его фактическому использованию для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта, в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан и содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какое именно из находящихся в здании помещений используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Представленный в материалы дела Акт от 28 ноября 2020 года не может являться допустимым доказательством соответствия оспариваемой нормы федеральному и региональному законодательству, поскольку фактическое использование здания в соответствии с условиями, установленными статьей 378.2 НК РФ, статьей 2.1 Закона о налоге на имущество организаций, он не подтверждает.
Само по себе отражение в указанном Акте информации о том, что в здании расположены помещения под торговую деятельность: центр паровых коктейлей " "данные изъяты" сеть салонов оптики " "данные изъяты" постельные принадлежности, текстиль для дома "данные изъяты" торговая сеть " "данные изъяты". Под административную деятельность: юридическая компания " "данные изъяты" Под бытовое обслуживание: сервисных центр " "данные изъяты" мебельная компания " "данные изъяты" магазин " "данные изъяты"", магазин цветов " "данные изъяты" магазин " "данные изъяты"". Под деятельность не соответствующей критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: детская хореографическая студия " "данные изъяты" детская студия танца "данные изъяты"", обучение танцам " "данные изъяты"", о его фактическом использовании в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не свидетельствует.
Так, к Акту не приложен расчет площади помещений, используемых указанными либо иными организациями под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, не определена (поставлен прочерк).
Кроме того, согласно представленному ООО " "данные изъяты" ответу на судебный запрос, по состоянию на 15 декабря 2020 года (на юридически значимую дату) договор аренды N от 1 декабря 2016 года с ИП ФИО11мебельная компания " "данные изъяты" был расторгнут 30 ноября 2020 года; договор аренды нежилого помещения от 14 декабря 2018 года с ООО "данные изъяты"юридическая компания) был расторгнут 15 октября 2020 года; договор аренды от 29 августа 2019 года с ИП ФИО12 (центр паровых коктейлей " "данные изъяты") расторгнут в связи с окончанием срока его действия-28 июля 2020 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что здание с кадастровым номером N не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в Перечень.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требования в части необоснованного включения в Перечень на 2021 год объекта недвижимости с кадастровым номером N
Включение спорного нежилого здания в Перечень на 2021 год противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанности по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2021 год), признание отдельных положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах пункт 1643 Перечня на 2021 год подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Восточный клуб" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1643 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907.
Возложить на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.