Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-3892/2022 по административному исковому заявлению Караевой Е. В. в интересах несовершеннолетнего Караева М. А. к председателю Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году Езаову А. К, Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году, Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным решения об аннулировании результатов единого государственного экзамена по русскому языку, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения Караева М.А, его законных представителей Караевой Е.В, Караева А.М, адвоката Геккиева А.Б, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Караева Е.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего Караева М.А. с административным иском к председателю Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году (далее также - ГЭК КБР по ГИА) Езаову А.К, Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году, Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным решения об аннулировании результатов единого государственного экзамена по русскому языку, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указала, что 30 мая 2022 г. Караев М.А. сдавал единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ) по русскому языку в пункте проведения экзамена N, аудитории N, место по рассадке 1В, на базе муниципального казенного образовательного учреждения СОШ N городского округа Нальчик по адресу: "адрес" при этом он был допущен к сдаче экзамена без каких-либо замечаний, запрещенных предметов при нем обнаружено не было, с экзамена удален не был, завершил и сдал экзаменационную работу, фотоснимки бланка контрольных измерительных материалов (далее также - КИМ) оказались размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Решением ГЭК КБР по ГИА, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании информации ФГБУ "Федеральный центр тестирования" об обнаружении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" контрольно-измерительных материалов по русскому языку, результат ЕГЭ по русскому языку Караева М.А. аннулирован без права пересдачи в текущем году. Считает решение ГЭК КБР по ГИА незаконным, поскольку доказательств размещения Караевым М.А. КИМ в интернете не представлено.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 сентября 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 января 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 февраля 2023 г, представитель Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году просит отменить судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы Караевым М.А. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения Караева М.А, его законных представителей Караевой Е.В, Караева А.М, адвоката Геккиева А.Б, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Караев М.А, допущенный к государственной итоговой аттестации, ДД.ММ.ГГГГ сдавал ГИА в форме ЕГЭ по русскому языку в пункте проведения экзамена (ППЭ) N, в аудитории N, место в аудитории (по рассадке) "данные изъяты".
Согласно протоколу Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году от ДД.ММ.ГГГГ N на основании информации ФГБУ "Федеральный центр тестирования" об обнаружении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" контрольно-измерительных материалов по русскому языку, участника ЕГЭ Караева М.А, принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ по русскому языку Караева М.А. без права пересдачи в основной период.
Полагая указанное решение административного ответчика незаконным, нарушающим права несовершеннолетнего, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные требования удовлетворил, при этом исходил из того, что факт нарушения Караевым М.А. Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования не доказан, наличие при нем запрещенного предмета при проверке, в том числе с металлоискателем, и в течение экзаменационного процесса не установлены, акт об удалении с экзамена не составлялся, экзаменационная работа завершена, посчитав заявленные требования обоснованными, признал незаконным и отменил решение государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГг, в части аннулирования результатов сдачи единого государственного экзамена по предмету русский язык, без права пересдачи в текущем году.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Согласно части 4 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
В силу пункта 64 Порядка во время экзамена участники экзамена соблюдают требования настоящего Порядка и следуют указаниям организаторов. При этом обеспечение соблюдения требований Порядка в аудитории и ППЭ обеспечивается организаторами.
Пунктом 65 Порядка установлено, что во время экзамена участники экзамена могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники экзамена оставляют экзаменационные материалы и листы бумаги для черновиков на рабочем столе. Организатор проверяет комплектность оставленных участником экзамена экзаменационных материалов и листов бумаги для черновиков, фиксирует время выхода указанного участника экзамена из аудитории и продолжительность отсутствия его в аудитории в соответствующей ведомости.
Пунктом 66 Порядка предусмотрено, что лица, допустившие нарушение Порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Акт об удалении с экзамена составляется в помещении для руководителя ППЭ в присутствии члена ГЭК, руководителя ППЭ, организатора, общественного наблюдателя (при наличии). Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают члена ГЭК, который составляет акт об удалении с экзамена и удаляет лиц, нарушивших Порядок, из ППЭ. Организатор ставит в бланке регистрации участника экзамена соответствующую отметку.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, исходя из того, что факт нарушения Караев М.А. вышеуказанного Порядка в ходе судебного заседания не был установлен, наличие у него во время прохождения ЕГЭ запрещенного предмета не обнаружено, доказательств размещения КИМ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Караевым М.А. административным ответчиком не представлено, доводы об обратном основаны на предположениях, выводы судов являются правильными. Эти выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в ходе разбирательства дела в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной экзаменационной комиссии Кабардино-Балкарской Республики для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2022 году - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.