Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Романовой М.А, судей Миллер М.В, Супруна А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Зетта Страхование" к ФИО1 о признании договора страхования недействительным по кассационной жалобе ООО "Зетта Страхование" на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Романовой М.А, судебная коллегия
установила:
ООО "Зетта Страхование" обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании договора страхования недействительным.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 мая 2022 года отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 августа 2022 года решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчик ставит вопрос об отмене решения первой инстанции и определения второй инстанции в полном объеме, просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, как незаконных. Основаниями для отмены указывает существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебное заседание кассационной инстанции другие лица, участвующие в деле, не явились, при этом извещены о времени и месте судебного заседания.
Стороны надлежащим образом извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, кассационный суд счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)(статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, казанных в пункте 1 данной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом I статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Зетта Страхование" и ФИО1 был заключен договор комплексного страхования транспортных средств по риску "УЩЕРБ с поименованным перечнем допущенных лиц (поправочный коэффициент 1, 0)", "УГОН без документов/ключей (поправочный коэффициент 1, 0)" серии ДСТ N, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении автомобиля марки "Hyundai Sonata", государственный регистрационный знак А777ВН134.
Согласно пункту 6 Особых условий договора страхования, подписывая полис, страхователь подтверждает, что за предыдущий период (год) страхования какого-либо транспортного средства у страхователя было не более 2 (двух) страховых случаев/заявленных убытков в иной страховой компании.
До заключения настоящего договора страхования ФИО1 обращалась в ООО "СК "Согласие" по договору КАСКО в отношении транспортного средства "Мерседес Бенц С180", государственный регистрационный знак Е66ЮМ134, по дорожно-транспортному происшествию от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ОА "Боровицкое страховое общество" по договору ОСАГО в отношении транспортного средства "Мерседес Бенц С180", государственный регистрационный знак Е66ЮМ134, по дорожно- транспортному происшествию от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Дзержинского районного суда г.Волгограда от 14 февраля 2022 года удовлетворены исковые требования ФИО3 к ООО "Зетта Страхование" о взыскании страхового возмещения, неустойки, штрафа по спорному договору страхования.
Разрешая спор по существу, оценив представленные в дело доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик ФИО1 при заключении договора страхования сообщила страховщику ложные сведения, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании договора страхования недействительным.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился по основаниям, подробно изложенным в апелляционном определении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы полностью аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях применительно к установленным обстоятельствам, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, они не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах, по существу сводятся к иной оценке доказательств, которая не может быть осуществлена на стадии кассационного рассмотрения настоящего дела, так как в силу требований процессуального закона суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, переоценивать доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, и устанавливать обстоятельства, отличные от тех, на которых основаны изложенные в судебном решении выводы.
Несогласие кассатора с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Разрешая спор, суды верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит доводов, нуждающихся в дополнительной проверке судом кассационной инстанции.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 августа 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Зетта Страхование" - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Романова
Судьи М.В. Миллер
А.В. Супрун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.