Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3267/2022 (УИД: 42RS0009-01-2022-004867-72) по иску Черникова Виталия Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Черникова Виталия Анатольевича - Коголь Светланы Сергеевны, действующей по ордеру, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черников Виталий Анатольевич (далее - Черников В.А, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Черников В.А. указал, что 15 февраля 2022 г. обратился в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 6 апреля 2022 г. N Черникову В.А отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (в наличии - 7 лет 22 дня, при требуемом - 10 лет).
При этом пенсионным органом в специальный стаж не зачтены период прохождения Черниковым В.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. (1 год 9 месяцев 13 дней), период работы с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (3 года 11 месяцев 30 дней) в должности подземного электрослесаря в специальном монтажно-наладочном предприятии "Углесервис" Карагандинского ПО "Карагандауголь" (Республика Казахстан).
Обращаясь с иском в суд, Черников В.А. ссылался на то, что отказ пенсионного органа является необоснованным и влечет нарушение его прав и законных интересов.
Черников В.А, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 6 апреля 2022 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. прохождение военной службы по призыву, с 1 января 1998 г. по 5 августа 2010 г. работы подземным электрослесарем в Специализированном шахтомонтажно-наладочном предприятии "Углесервис" производственного объединения "Карагандауголь" (Республика Казахстан), назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 марта 2022 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 7 июля 2022 г. исковые требования Черникова В.А. удовлетворены. Решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 6 апреля 2022 г. N об отказе Черникову В.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным. На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж Черникова В.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. - период прохождения военной службы, с 20 марта 1998 г. по 24 декабря 1998 г, с 1 января 1999 г. по 5 августа 2010 г. - периоды работы в Специализированном шахтомонтажно-наладочном предприятии "Углесервис" п.о. "Карагандауголь" в должности электрослесаря подземного, в АО "Испат-Кармет" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности начальника подземного горномонтажного участка, назначить Черникову В.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 14 марта 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 7 июля 2022 г. отменено в части, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении иска Черникова В.А. к ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода военной службы по призыву с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. отказано.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 26 января 2023 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик).
В кассационной жалобе представителем ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 7 июля 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Черников В.А, сведений о причине неявки не представил, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, просивший рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Черников В.А, "дата" года рождения, обратился 15 февраля 2022 г. в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 6 апреля 2022 г. N Черникову В.А отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ.
Бесспорный специальный стаж Черникова В.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения с заявлением в пенсионный орган составлял 7 лет 22 дня, при требуемом - 10 лет.
При этом пенсионным органом в специальный стаж не засчитан период работы Черникова В.А. с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (3 года 11 месяцев 30 дней) подземным электрослесарем в Специализированном монтажно-наладочном предприятии "Углесервис" Карагандинского ПО "Карагандауголь" (Республика Казахстан) по мотиву того, что с 1 января 1998 г. в Республике Казахстан назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено.
Также пенсионным орган не включен в специальный стаж период прохождения Черниковым В.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. (1 год 9 месяцев 13 дней). Период службы Черникова В.А. до 31 декабря 1991 г. - 27 дней включен в специальный стаж.
Из копии трудовой книжки следует, что Черников В.А. 10 июля 1991 г. принят в Управление по монтажу и ремонту горношахтного оборудования "Спецшахтомонтаж" производственного объединения по добыче угля "Карагандауголь" подземным электрослесарем по четвертому разряду на подземный горномонтажный участок по монтажу и наладке шахтного электрооборудования г. Шахтинска, 13 ноября 1991 г. уволен в связи с призывом на военную службу, с 28 ноября 1991 г. по 14 октября 1993 г. служба в армии, 3 ноября 1993 г. принят в Специализированное шахтомонтажно-наладочное предприятие "Углесервис" производственного объединения "Карагандауголь" электрослесарем подземным по четвертому разряду на подземный горномонтажный участок по монтажу и наладке шахтного электрооборудования (г. Шахтинск), 11 апреля 1997 г. предприятие "Углесервис" выкуплено АО "Испат-Кармет", 21 апреля 2004 г. переведен подземным горным мастером на том же участке, 1 января 2005 г. АО "Испат-Кармет" переименовано в АО "Миттал Стил Темиртау", 17 октября 2006 г. переведен механиком участка на том же участке, 1 октября 2007 г. АО "Миттал Стил Темиртау" переименовано в АО "АрселорМиттал Темиртау", 1 августа 2008 г. переведен начальником подземного горномонтажного участка по монтажу и наладке шахтного электрооборудования, 6 августа 2010 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Аналогичные сведения о стаже Черникова В.А. содержатся в справке о подтверждении стажа работы N, выданной 6 октября 2021 г. объединенным архивом Угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау". Кроме того, в данной справке указано, что справка дана для подтверждения подземного стажа работы с полным рабочим днем под землей. С 25 декабря 1998 г. по 31 декабря 1998 г. Черникову В.А. предоставлялся отпуск без содержания.
Согласно ответу Центрального филиала некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 2 сентября 2021 г. на Черникова В.А. перечислялись обязательные пенсионные взносы с 20 марта 1998 г. по 24 сентября 2010 г.
Факт уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) в период с 20 марта 1998 г. по 24 сентября 2010 г. также подтверждается оборотами по транзитным счетам вкладчика с 1998 г. по 2010 г.
4 июня 2010 г. Черников В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно данным выписки из лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) период работы Черникова В.А. с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. отражен как обычные условия труда, период работы с 1 января 2002 г. по 6 августа 2010 г. в данных пенсионного органа отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования Черникова В.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 20 марта 1998 г. по 24 декабря 1998 г, с 1 января 1999 г. по 5 августа 2010 г. в Специализированном шахтомонтажно-наладочном предприятии "Углесервис" производственного объединения "Карагандауголь" в должности электрослесаря подземного, в АО "Испат-Кармет" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности начальника подземного горномонтажного участка, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные спорные периоды Черников В.А. работал на подземных горных работах полный рабочий день в должностях, предусмотренных Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10.
Удовлетворяя исковые требования Черникова В.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода прохождения военной службы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г, суд первой инстанции исходил из того, что изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Установив, что с учетом включенных периодов работы продолжительность специального стажа Черникова В.А. составит 21 год 2 месяца 13 дней, что более требуемых 10 лет, суд первой инстанции возложил на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанность назначить Черникову В.А. страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на нее - достижения 50-летнего возраста - с 14 марта 2022 г. и признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 6 апреля 2022 г. N об отказе Черникову В.А. в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить периоды работы Черникова В.А. с 20 марта 1998 г. по 24 декабря 1998 г, с 1 января 1999 г. по 5 августа 2010 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода прохождения Черниковым В.А. военной службы с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что периоды военной службы, имевшие место после 1 января 1992 г, в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, включению не подлежат.
Установив, что стаж Черникова В.А. на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" на дату достижения возраста 50 лет - 14 марта 2022 г. составил 19 лет 5 месяцев, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности назначить Черникову В.А. досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 14 марта 2022 г.
Апелляционное определение, принятое по настоящему делу, в части отказа в удовлетворении иска Черникова В.А. к ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода военной службы по призыву с 1 января 1992 г. по 14 октября 1993 г. не обжалуется, в связи с чем, предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению с спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Частью 3 ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств регулировались Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.), подписанным государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, денонсированным с 30 июня 2022 г. на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
К документам, подтверждающим периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется, в том числе Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
В соответствии с пунктом "а" подраздела 1 "Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" раздела 1 "Горные работы" Списка N 1 от 26 января 1991 г. право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах (позиция 1010100а).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с абзацем 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
Принимая во внимание вышеизложенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные отношения, и установленные судебными инстанциями обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж Черникова В.А, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 20 марта 1998 г. по 24 декабря 1998 г, с 1 января 1999 г. по 5 августа 2010 г. в Специализированном шахтомонтажно-наладочном предприятии "Углесервис" производственного объединения "Карагандауголь" в должности электрослесаря подземного, в АО "Испат-Кармет" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности горного мастера подземного горномонтажного участка, в АО "Миттал Стил Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности механика подземного горномонтажного участка, в АО "АрселорМиттал Темиртау" в должности начальника подземного горномонтажного участка, назначении Черникову В.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 14 марта 2022 г, поскольку данные периоды работы подтверждены справкой, выданной предприятием, на котором осуществлялась трудовая деятельность Черникова В.А, из которой следует, что Черников В.А. в спорные периоды работал полный рабочий день на подземных работах, также в материалах дела имеется справка, согласно которой за Черникова В.А. уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы о том, что что в Республике Казахстан с 1 января 1998 г. назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда отменено, в связи с чем, по мнению представителя пенсионного органа, спорные периоды работы Черников В.А. не представляется возможным включить в льготный стаж для назначения льготной пенсии, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку положениями Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве норм пенсионного законодательства, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судебных инстанций, отличное от судов толкование положений пенсионного законодательства, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судебными инстанциями нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 7 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.