Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
судьи-председательствующего Соловьевой О.В, судей Старовойт Р.К, Наконечной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных Елены Борисовны к акционерному обществу "Аэропорт Якутск" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Черных Елены Борисовны
на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2022 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черных Е.Б. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Аэропорт Якутск" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснования заявленных требований указала, что осуществляет трудовую деятельность в АО "Аэропорт Якутска" в должности "данные изъяты" СОПГП с 2019 года. Приказом работодателя от 17.01.2022 N л/с она была временно отстранена от работы с 19.01.2022 без сохранения заработной платы, поскольку не представила документы о вакцинации от новой короновирусной инфекции. В приказе работодатель сослался на постановления главного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 N3 и от 13.07.2021 N4. С данным приказом она не согласна, поскольку действующее трудовое законодательство не содержит такого основания для отстранения от работы, как отказ от профилактических прививок. Работодатель не является субъектом, полномочным проводить профилактические прививки, не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку последние проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина. Главный санитарный врач региона не вправе обязывать работодателей организовать вакцинацию сотрудников, обеспечив определенный процент охвата сотрудников их организаций или предприятий профилактической вакцинацией. Поскольку занимаемая ею должность не предусматривает выполнение работ, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, то возможность отстранения её от работы ни законом об иммунопрофилактике, ни трудовым законодательством не предусмотрена. Кроме того, вакцины против новой короновирусной инфекции проходят пострегистрационные исследования, вакцинация может вызвать побочные эффекты и ухудшение здоровья. Поскольку препараты не прошли все необходимые стадии исследований, они являются экспериментальными.
Ссылаясь на эти обстоятельства, Черных Е.Б. просила суд признать приказ от 17.01.2022 N л/с об отстранении от работы незаконным, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 19.01.2022, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2022 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Черных Е.Б. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, полагая их несоответствующими нормам материального права. Считает, что положения постановления главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 13.07.2021 к ней неприменимы, поскольку она не контактирует с большим количеством людей. Судами не была дана оценка тому, что в соответствии в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", при осуществлении иммунопрофилактики граждане имеют право на отказ, за который ответственность законом не предусмотрена. Ее работа, отсутствует в перечне работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 с изменениями и дополнениями от 24.12.2014, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Полагает, что работодателем превышены полномочия, в связи с чем истец была лишена единственного источника существования.
Представителем ответчика на кассационную жалобу поданы возражения, в которых он просит оставить судебные постановления без изменения.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) под иммунопрофилактикой инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) понимается система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Профилактические прививки - это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ выделяет два самостоятельных направления иммунопрофилактики, описанных в статьях 9 и 10 данного Федерального закона.
Так, статья 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусматривает осуществление профилактических прививок против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Такие профилактические прививки проводятся в рамках утверждаемого Национального календаря профилактических прививок, предусматривающего сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Вторым направлением иммунопрофилактики являются профилактические прививки по эпидемическим показаниям, которые проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2021 N 125н утвержден Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
С 20.02.2021 в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения путем дополнения данного Календаря обязательной профилактической прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. В Календарь также включены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации от указанного заболевания. Так, к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно пункту 68 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на федеральном уровне на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на уровне субъекта Российской Федерации, в том числе на отдельных объектах, - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование в сфере иммунопрофилактики исходит из того, что с даты, указанной уполномоченным государственным санитарным врачом, в постановлении о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, у граждан, относящихся к категориям, перечисленным в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям и в постановлении главного санитарного врача, возникает обязанность по обязательной вакцинации от соответствующего заболевания.
С целью соблюдения прав граждан на охрану здоровья часть 3 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ устанавливает, что профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Помимо этого часть 1 статьи 5 и часть 2 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусматривают, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок; профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
Однако, распоряжаясь своим правом на отказ от профилактической прививки, гражданин, для которого такая прививка является обязательной, должен осознавать, что в силу требований части 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактической прививки может повлечь для такого гражданина неблагоприятные последствия, в том числе отказ в приеме гражданина на работу или отстранение гражданина от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
На основании Указа Главы РС (Я) от 01.07.2020 N 1293 "О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в связи с угрозой распространения в РС (Я) новой коронавирусной инфекции на территории РС (Я) сохраняется режим повышенной готовности.
Главным государственным санитарным врачом по РС (Я) 19.05.2021 года N3 издано Постановление "Об иммунизации населения РС(Я) против новой корона вирусной инфекции (COVID-19)".
Данное постановление должностного лица предписывает руководителям организаций всех форм собственности индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории РС(Я), обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации.
В Республике Саха (Якутия) действует постановление Главного государственного санитарного врача по РС (Я) от 19.05.2021 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п. 1 которого постановлено обеспечить проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 70% взрослого населения Республики Саха (Якутия), в первую очередь лиц старше 65 лет, с учетом противопоказаний, в срок до 15.08.2021.
Согласно п. 4.2. постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) необходимо обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в следующих сферах деятельности:
- торговли; - салонов красоты, косметических СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; - бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, парикмахерских и иных подобных услуг; - общественного питания; - клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; - многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг; - общественного транспорта, такси; - образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; - жилищно-коммунального хозяйства, энергетики; - культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов); - досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); - детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях, в том числе в парках культуры и отдыха, в торгово-развлекательных центрах; - театров, кинотеатров, домов культуры; - массовых физкультурных, спортивных мероприятий; - государственной гражданской и муниципальной службы, органов власти Республики Саха (Якутия) и подведомственных им организаций.
Согласно абзацам первому и восьмому части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.ч. 2, 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что АО "Аэропорт Якутска" является организацией, участвующей в деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
28.05.2019 между АО "Аэропорт Якутска" и Черных Е.Б. заключен трудовой договор, истец принята на работу "данные изъяты" службы организации почтово-грузовых перевозок.
Приказом работодателя от 20.05.2021 N 226 введена вакцинация не менее 70 % сотрудников. От вакцинации истец отказалась 12.08.2021.
13.01.2022 работодатель уведомил Черных Е.Б. об иммунизации против новой коронавирусной инфекции в течение 3 дней со дня получения уведомления. С иммунизацией истец не согласилась.
На основании приказа от 17.01.2022 N л/с Черных Е.Б. была отстранена от работы с 19.01.2022 до прохождения вакцинации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 5, 76 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 10, 11, 35, 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 5, 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 01.07.2020 N 1293 "О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", исходил из того, что в соответствии с приведенными предписаниями закона и подзаконных актов, спецификой выполняемой истцом работы, она должна была пройти вакцинацию, законное требование работодателя о вакцинации истец не исполнила, в связи с чем была отстранена от работы на законных основаниях.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) согласилась с такими выводами суда первой инстанции, указав на их соответствие установленным по делу обстоятельствам и правильное применение норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, не опровергают.
Довод о том, что истец в связи с характером работы не контактирует с массами людей, не может влечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, изъятия, на которые истец ссылается в жалобе (отсутствие контакта с массами людей), регулирующими спорные отношения нормами не предусмотрены в качестве основания освобождения от вакцинации.
Поскольку вакцинация введена с целью предотвращения распространения опасной болезни, последствия отказа от вакцинации в виде отстранения от работы, не могут рассматриваться как дискриминация в сфере труда. Соответственно доводы жалобы о том, что отказ от вакцинации не может не влечь для истца негативные последствия в сфере труда, а работодатель превысил свои полномочия, нельзя признать достаточно обоснованными.
То обстоятельство, что выполняемая истцом работа не включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825, не свидетельствует об отсутствии необходимости проведения вакцинации в соответствии с положениями п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 N 157-ФЗ, постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 N 3.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черных Елены Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.