Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Д. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 5 мая 2022 года N, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 5 мая 2022 года N, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 августа 2022 года, акционерное общество "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (далее - АО "ДЦСС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере N рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Д. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, приводя доводы об их незаконности, просит производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счёт собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств - индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением и другие.
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Работодатель за счёт своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил работодатель имеет право с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учётом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В силу пункта 13 Правил работодатель обязан организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средств индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учёта выдачи средств индивидуальной защиты.
Работодатель вправе вести учёт выдачи работникам средств индивидуальной защиты с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учётной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учёта выдачи средств индивидуальной защиты. При этом в электронной форме личной карточки учёта выдача средств индивидуальной защиты вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учёта о получении средств индивидуальной защиты, на котором имеется личная подпись работника.
Допускается ведение карточек учёта выдачи средств индивидуальной защиты в электронной форме с обязательной идентификацией работника.
Представленными материалами установлено, что приказом АО "ДЦСС" от 26 сентября 2018 года N 568 утверждён порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, контроля их качества, содержания эксплуатации и ухода (далее Порядок N 568).
Приложением N 4 к Порядку N 568 утверждён перечень профессий и должностей на право бесплатного получения работниками АО "ДЦСС" специальной одежды, специализированной обуви и других средств защиты и нормы их выдачи.
Для работников, замещающих должности "заместитель генерального директора по качеству и производственной безопасности" установлены нормы выдачи и сроки носки средств индивидуальной защиты, в том числе: костюм хлопчатобумажный или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 комплект на 1 год; ботинки кожаные или туфли 1 пара на 1 год; каска защитная 1 штука - до износа; жилет сигнальный 1 штука до износа; очки защитные 1 штука до износа; на наружных работах зимой дополнительно куртка на утепляющей основе 1 штука на 3 года; головной убор зимний 1 штука на 4 года; ботинки кожаные на меху 1 пара на 2 года.
Для работников, замещающих должности "главный инженер Управления качества и производственной безопасности" установлены нормы выдачи и сроки носки средств индивидуальной защиты, в том числе: костюм хлопчатобумажный или костюм из смешанных тканей для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 комплект на 1 год; ботинки кожаные или туфли 1 пара на 1 год; каска защитная 1 штука до износа жилет сигнальный 1 штука до износа; очки защитные 1 штука до износа; на наружных работах зимой дополнительно куртка на утепляющей основе 1 штука на 3 года; зимний головной убор 1 штука на 4 года.
Как усматривается из представленных материалов, должностными лицами прокуратуры Ленинского района города Владивостока Приморского края в отношении АО "ДЦСС" проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства.
В ходе указанной проверки было установлено, что согласно карточкам выдачи средств индивидуальной защиты работникам АО "ДЦСС", заместителю генерального директора Управления качества и производственной безопасности П. не выданы обязательные средства индивидуальной защиты, такие как: костюм хлопчатобумажный или костюм из смешанных тканей для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий; ботинки кожаные или туфли; ботинки кожаные на меху. Главному инженеру Управления качества и производственной безопасности У. не выданы обязательные средства индивидуальной защиты, такие как: костюм хлопчатобумажный или костюм из смешанных тканей для защиты об общих производственных загрязнений и механических воздействий; ботинки кожаные или туфли; жилет сигнальный; головной убор зимний; очки защитные.
В ходе проведения дальнейшей проверки должностными лицами АО "ДЦСС" в прокуратуру района представлены документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты, а также акты продления сроков носки вышеуказанных средств индивидуальной защиты.
Однако, карточки учёта средств индивидуальной защиты N 1, N 2 в соответствие не приведены, надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки не организован, выдача, продление или сдача работниками средств индивидуальной защиты также не фиксируется записью в личной карточке учёта выдачи средств индивидуальной защиты. Кроме того, работники на момент проведения проверки с профессиональными рисками, оценёнными 24 декабря 2021 года, и соответствующими мероприятиями по снижению уровней профессиональных рисков не ознакомлены, документы, подтверждающие ознакомление, отсутствовали.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ДЦСС" к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "ДЦСС" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судья районного суда учли, что АО "ДЦСС" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведённым в настоящей жалобе, в том числе о том, что обязанность работодателя по ведению карточек учёта средств индивидуальной защиты и обязательного обеспечения ими работников, ознакомления работников с оценкой профессиональных рисков, сроках их ознакомления в законодательных актах отсутствует, были предметом проверки судьи районного суда, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты и не ставят под сомнение наличие в деянии АО "ДЦСС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено АО "ДЦСС" в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 5 мая 2022 года N, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 19 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Д. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.