Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-521/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Харитонова В.Е. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующим в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 27 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области Яжемчук Л.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Харитонов В.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим с момента принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 05 мая 2022 года N 45/20 "Об установлении тарифа на транспортировку питьевой воды для потребителей индивидуального предпринимателя Харитонова В.Е.".
В обоснование требований административный истец указал, что установленный оспариваемым приказом тариф на транспортировку питьевой воды противоречит законодательству в сфере тарифного регулирования, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет уменьшение его доходов, не позволяющий безубыточно осуществлять деятельность, достигать плановых показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения.
ИП Харитонов В.Е. полагал, что при определении необходимой валовой выручки нарушен порядок расчета экономически обоснованных расходов, так как не учтены расходы на материалы и малоценные основные средства, а также расходы на амортизацию, что привело к некорректному расчету тарифа на транспортировку питьевой воды.
Решением Омского областного суда от 27 сентября 2022 года признан недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 05 мая 2022 года N 45/20 "Об установлении тарифа на транспортировку питьевой воды для потребителей индивидуального предпринимателя Харитонова В.Е.".
В апелляционной жалобе Региональная энергетическая комиссия Омской области просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что выводы суда о возможности применения органом регулирования при определении размера амортизации основных средств на основании пункта 11 Правил определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, является неверным. Оспариваемый административным истцом тариф на транспортировку питьевой воды установлен с применением метода экономически обоснованных расходов, в связи с чем, пункт 11 вышеуказанных Правил применяться не может.
Вывод суда о том, что ИП Харитонов В.Е. является собственником водопроводов только с сентября 2021 года и за этот период перерывы в подаче воды отсутствовали, ввиду этого возможность по определению плановых показателей надежности и бесперебойности водоснабжения отсутствовала, является несостоятельным, поскольку у административного истца имелась возможность по определению плановых показателей надежности и бесперебойности водоснабжения исходя из имеющихся утвержденных схем водоснабжения и водоотведения.
В письменных возражениях прокурор, участвующий в деле, выражает мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение регламентируется Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов в указанной сфере наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, Региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей форме с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.
Из материалов административного дела следует, что ИП Харитонов В.Е. является собственником сооружений: "данные изъяты".
14 февраля 2022 года ИП Харитонов В.Е. обратился в Региональную энергетическую комиссию Омской области с заявлением об установлении тарифов на транспортировку воды.
05 мая 2022 года Региональной энергетической комиссии Омской области принят приказ N 45/20 "Об установлении тарифа на транспортировку питьевой воды для потребителей индивидуального предпринимателя Харитонова В.Е.".
Пунктом 1 данного приказа установлен и введен в действие с момента вступления настоящего приказа в законную силу по 31 декабря 2022 года тариф на транспортировку питьевой воды для потребителей Индивидуального предпринимателя Харитонова В.Е. ("данные изъяты") для населения и прочих потребителей в размере 49, 58 руб./куб.м.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе, производственных расходов; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа.
В составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение (пункт 39 Основ ценообразования).
Как следует из положений пункта 50 Основ ценообразования, пункта 19 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения приказом Госстроя Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001).
Статьей 3 Закона о водоснабжении установлено, что к целям и принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения также отнесены охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу пункта 1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации в функции организаций водопроводно-канализационного хозяйства входят обеспечение подразделений необходимыми материалами, запасными частями, механизмами, спецодеждой, инструментами и т.д.
При возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем водоснабжения и канализации организация водопроводно-канализационного хозяйства немедленно принимает меры для быстрого обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий (пункт 1.1.30 указанных Правил).
Согласно пункту 2.10.1. Правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В задачи технической эксплуатации сети входят, в том числе, планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий (пункт 2.10.2 указанных Правил).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при подаче тарифной заявки административным истцом предложены к включению расходы на материалы и малоценные основные средства в размере 313, 89 тыс. руб, к которым отнесены: сварочный аппарат, генератор бензиновый, головка рукавная, дрель ударная, лестница телескопическая, угловая шлифмашина, шланг напорный, кабель гибкий круглый, муфты, отводы, и т.д. В обоснование тарифного предложения представлены счет N N от 21 января 2022 года ФИО3", заказ клиента N КА-93 от 03 февраля 2022 года ФИО4 содержащие стоимость указанных материалов и оборудования.
21 апреля 2022 года в Региональную энергетическую комиссию Омской области административным истцом дополнительно представлены обоснование цен на материалы (распечатки стоимости из открытых интернет-источников).
В этой связи, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что с учетом положений законодательства, возлагающих на организации водопроводно-канализационного хозяйства обязанности по своевременной ликвидации аварий и их последствий на водоводах, обеспечению бесперебойной подачи питьевой воды, осуществлению ремонта водопроводной сети, наличия в штатном расписании должностей мастера участка, слесаря, электрогазосварщика, указанные в тарифной заявке материалы необходимы ИП Харитонову В.Е. для осуществления регулируемого вида деятельности.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, представленные административным истцом документы из нескольких торговых организаций, обосновывающие стоимость оборудования и материалов, Региональной энергетической комиссией Омской области должным образом не проанализированы. Экспертное заключение не содержит сведений о завышении цены, предложенной ИП Харитоновым В.Е, либо указание на необходимость представления иных источников информации о ценах, согласно пункту 16 Методических указаний.
Поскольку тарифное регулирование осуществляется впервые, доводы о том, что сумма заявленных расходов на материалы не подтверждена надлежащими документами, и в производственной программе плановые значения показателей надежности и бесперебойности водоснабжения предложены равными нулю, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования, пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Судом первой инстанции установлено, что 03 сентября 2021 года на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от 20 июня 2021 года, заключенных с межрегиональным общественным фондом поддержки социальных программ "БлагоРусь", который являлся собственником водоводов с 2012 и 2013 годов, зарегистрировано право собственности Харитонова В.Е. на сооружения: "данные изъяты" (кадастровый номер N) и "данные изъяты" (кадастровый номер N). Водоводы приняты к учету ИП Харитоновым В.Е. как объекты основных средств.
Также материалами дела подтверждается, что в подтверждение ремонта объектов основных средств административным истцом в Региональную энергетическую комиссию Омской области представлены: технический паспорт на водовод на с. Святогорск, по состоянию на 16 октября 2008 года с отметкой о том, что он выполнен из чугунных труб; разрешение на ремонт объекта капитального строительства от 30 сентября 2014 года; договор подряда от 02 июня 2014 года по капитальному ремонту водовода на с. Святогорск (замена чугунных труб на трубы из полиэтилена "ПЭ-100"), объем работ 11000 м, стоимость работ 15000000 руб.; разрешение на проведение земляных работ от 30 сентября 2014 года; акты о проведении приемочного гидравлического испытания; акты освидетельствования скрытых работ; технический паспорт на сети водопровода Новоцарицыно-Гвоздевка, по состоянию на 22 октября 2010 года, выполненном из ПВХ труб.
Наряду с этим, в подтверждение первоначальной стоимости объектов недвижимости административным истцом в регулирующий орган представлены: локальные сметные расчеты на строительство водоводов, выполненные ФИО2, согласно которым стоимость строительства водовода Воронцовка - Святогорск Полтавский район, протяженностью 11 км, в ценах на 2 квартал 2022 года составит 29237760 руб.; стоимость строительства водовода Новоцарицыно - Гвоздевка Москаленский район, протяженностью 10, 5 км, в ценах на 2 квартал 2022 года составит 27945685, 44 руб.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что по спорным водоводам осуществляется транспортировка питьевой воды в населенные пункты в течение длительного времени, указанное имущество используется в регулируемой деятельности, тарифы для ИП Харитонова В.Е. устанавливаются впервые, ранее амортизация в тариф не включалась и потребителями не оплачивалась.
При таком положении, суд апелляционной инстанции считает верными выводы областного суда о необоснованном отклонении Региональной энергетической комиссией Омской области предложения административного истца по статье "Амортизация", поскольку, как верно указано в обжалуемом судебном акте, орган тарифного регулирования в экспертном заключении не произвел анализ представленных в обоснование документов, а также предложенной ИП Харитонова В.Е. первоначальной стоимости имущества на предмет ее обоснованности. Оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Омский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.