Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Рахманкиной Е.П, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Андреевой Александры Сергеевны на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-367/2022 по административному исковому заявлению Андреевой Александры Сергеевны к Территориальной избирательной комиссии района Лефортово, исполняющей полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Лефортово (далее - Избирательная комиссия) об отмене решения от 29 августа 2022 года N 15/1 "Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N 2 Андреевой А.С.".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования в г. Москве по доверенности Змеевой Н.Н, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Блошенковой А.А,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Лефортово на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N2.
Решением Избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 9/4 Андреева А.С. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N2.
26 июля 2022 года постановлением судьи Лефортовского районного суда города Москвы Андреева А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 24 августа 2022 года.
Решением Избирательной комиссии от 29 августа 2022 года N15/1 регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Лефортово по многомандатному избирательному округу N2 Андреевой А.С. аннулирована в связи с привлечением последней к административной ответственности по статье 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая указанное решение избирательной комиссии незаконным, нарушающим ее права как кандидата в депутаты, Андреева А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене названного решения. В обоснование заявленных требований Андреева А.С. указала, что иных ограничений на пассивное избирательное право, помимо установленных статьей 32 Конституции Российской Федерации, законом не предусмотрено, в связи с чем при вынесении оспариваемого решения об аннулировании ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Избирательная комиссия неверно истолковала положения действующего законодательства.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а также нарушения норм процессуального права. В кассационной жалобе административный истец также просит приостановить производство по делу и об обращении в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о конституционности подпункта "в" пункта 3.2. статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (статьи 32, часть 2).?
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно подпункту 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
В силу пункта 3 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.
Подпунктом "в" пункта 3.2. статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ.).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 26 июля 2022 года Андреева А.С. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статье 20.3 КоАП РФ - пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Решением Московского городского суда от 24 августа 2022 года, оставлено без изменения постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года.
Таким образом, указанное административное правонарушение совершено Андреевой А.С. до ее регистрации в качестве кандидата в депутаты 28 июля 2022 года.
Оспариваемое административным истцом решение Избирательной комиссии об аннулировании ее регистрации в качестве кандидата в депутаты принято после вступления решения суда в законную силу.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу об отсутствии у Андреевой А.С. пассивного избирательного права, поскольку административный истец считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов судов не имеется. Все выводы, приведенные в решении, апелляционном определении суда, исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
По своей сути, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Заявленное административным истцом в кассационной жалобе ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации положений содержащихся в подпункте "в" пункта 3.2. статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ удовлетворению не подлежит.
По смыслу части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации, применяя закон в конкретном деле, суд должен убедиться в его конституционности.
Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона (часть первая статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
По смыслу закона право суда на обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации может быть реализовано в случаях, когда у него имеются сомнения или возникает неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации подлежащего применению закона при рассмотрении конкретного дела. При этом вопрос о том, какие именно законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению при рассмотрении конкретного дела, решается исключительно судом, что вытекает из принципа самостоятельности судебной власти.
Исходя из приведенного правового регулирования основания для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации с целью проверки на соответствие Конституции Российской Федерации подпункта "в" пункта 3.2. статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствуют.
Между тем, заявитель не лишен права на самостоятельное обращение с соответствующим запросом. Наличие каких-либо объективных препятствий для такого обращения из материалов административного дела не усматривается.
Безусловных оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 2 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреевой Александры Сергеевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.