Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-728/2022-12) по кассационной жалобе Романовского С.Н. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2022г.(N33а-2023/2022) по административному иску Романовского С.Н. к главному государственному санитарному врачу-начальнику филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" ФКУЗ "Медико-санитарная часть N10 ФСИН России" об оспаривании постановления от 16 октября 2020г.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романовский С.Н. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что пунктом 15 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 10 Федеральной службы исполнения наказаний" Шилина А.В. N92 от 16 октября 2020г. "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия" с 26 октября 2020г. был установлен запрет на предоставление осужденным, содержащимся в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия, длительных и краткосрочных свиданий с лицами, не связанными с оказанием юридической помощи, в связи с чем, он, как отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, в течение продолжительного периода времени не имел возможности воспользоваться правом на длительное свидание со своими родственниками.
Полагая, что принятым постановлением нарушается его право на уважение семейной жизни, административный истец просил суд признать незаконным п. 15 вышеуказанного постановления со дня его вынесения.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Республики Карелия от 24 июня 2022г, в удовлетворении административного иска Романовского С.Н. отказано.
В кассационной жалобе Романовский С.Н. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Романовский С.Н, осужденный приговором суда, вступившим в законную силу, с назначением наказания в виде лишения свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
16 октября 2020г. главным государственным санитарным врачом - начальником филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Шилиным А.В. принято постановление "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия" N 92, в соответствии с пунктом 15 которого с 26 октября 2020г. и до особого указания установлен запрет на предоставление осужденным в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия длительных и краткосрочных свиданий с лицами, не связанными с оказанием юридической помощи.
Постановлением главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 11 мая 2021г. N91 с 12 мая 2021г. и до особого указания пункт 15 вышеуказанного постановления N92 от 16 октября 2020г. в части предоставления краткосрочных свиданий изложен в следующей редакции: "предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным краткосрочных свиданий осуществлять в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется разграничительное стекло, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания всеми участниками свидания; обеспечить рассадку всех участников свидания с учетом принципа социального дистанцирования на расстоянии друг от друга не менее 1.5 м.".
Согласно пункту 2 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 3 сентября 2021г. N174 с 8 сентября 2021г. не применяется действие пункта 15 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России N 92 от 16 октября 2020г.
ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России является учреждением, созданным ФСИН России, в ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России создан филиал ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, основной задачей которого является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление главного государственного санитарного врача от 16 октября 2020г. разработано в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной систем, направлено на защиту жизни и здоровья лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, персонала данных учреждений и иных лиц принято должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно частям 1-3 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
30 января 2020г. Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения.
11 марта 2020г. Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
В соответствии с п.2 ст.50 Федерального закона от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием выносить мотивированные постановления, в том числе и о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подп.6 п.1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020г. N5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и от 18 марта 2020г. N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" предписано, в том числе и главным санитарным врачам, равно на уровне субъектов Российской Федерации, принимать меры реагирования, направленные на нераспространение новой коронавирусной инфекции.
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30 марта 1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020г. N7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020г. N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020г. N15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26 декабря 2005г. N938-ЗРК "О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия" пунктом 1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020г. N127-р на территории Республики Карелия с 12 марта 2020г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемое положение п. 5 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 10 Федеральной службы исполнения наказаний" от 16 октября 2020г. согласуется с установленными Конституцией Российской Федерации гарантиями прав и свобод человека, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав административного истца, принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий направлены на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), а временное ограничение свиданий по существу направлено на защиту жизни и здоровья как осужденных лиц, так исотрудников учреждений ФСИН России по Республике Карелия, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Романовским С.Н. требований.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 19 июля 2021г. административное исковое заявление Романовского С.Н. об оспаривании п. 15 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 10 Федеральной службы исполнения наказаний" N 92 от 16 октября 2020г. возвращено административному истцу по мотиву того, что вышеуказанное постановление не является нормативным правовым актом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, в связи с чем иск подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ районным судом в качестве суда первой инстанции.
С учетом данных обстоятельств, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд апелляционной инстанции признал правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом.
Таким образом, правовые основания для удовлетворения требований Романовского С.Н. отсутствуют
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Романовского С.Н.-без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 января 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.