Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбачева П.А, действующего в интересах Калимбет А.Н, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Калимбет А.Н. о признании решения незаконным, Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калимбет А.Н. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2021-15055874/2 от 7 июня 2021 года; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность осуществить государственный кадастровый учёт недвижимого имущества (жилой дом, площадью 589, 3 кв.м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", и зарегистрировать за Калимбет А.Н. право собственности на него в сроки, предусмотренные ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", на основании заявления о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 16 апреля 2021 года и поданных с ним документов.
В обоснование требований Калимбет А.Н. указала, что 16 апреля 2021 года она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости.
По результатам рассмотрения данного заявления 5 мая 2021 года государственным регистратором принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2021-15055874/1, в связи с направлением в администрацию Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым запроса в целях проверки достоверности сведений о соблюдении правил землепользования и застройки при создании объекта, в отношении которого предоставлено заявление, и отсутствием на него ответа.
В последующем 7 июня 2021 года государственным регистратором принято решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2021-15055874/2, однако, как утверждал административный истец, основания отказа приведены иные, не указанные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, что противоречит федеральному законодательству и нарушает ее права.
Полагая, что данный отказ является незаконным, Калимбет А.Н. ссылалась на то, что при вынесении обжалуемого решения государственным регистратором были превышены полномочия и пределы правовой экспертизы, сделаны необоснованные запросы, утверждая, при этом, что проверка соблюдения правил землепользования и застройки не входит в полномочия государственного регистратора при постановке на учёт и регистрации прав по основаниям ч. 12 ст. 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", что также следует из письма Росреестра от 5 марта 2021 года N 14-1578-ГЕ/21.
По мнению административного истца, выводы государственного регистратора о несоответствии жилого дома предельным размерам противоречат экспертному исследованию, согласно которому объект регистрации соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Более того, Калимбет А.Н. полагала необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства ссылки в оспариваемом уведомлении на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поручение Главы Республики Крым.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2022 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований Калимбет А.Н. отказано.
В кассационной жалобе представитель Калимбет А.Н. - Горбачев П.А. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что выводы судов основаны на недостоверных сведениях, при этом, судами не учтено наличие в материалах дела двух уведомлений об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав с иным содержанием.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе и проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные (поступившие) документы являются подложными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судами установлено, что 16 апреля 2021 года Калимбет А.Н. в лице своего представителя Горбачева П.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на жилой дом, площадью 589, 3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
К указанному заявлению приложены: квитанция об уплате государственной пошлины, доверенность от 19 марта 2021 года и технический план здания от 15 апреля 2021 года.
Технический план изготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровым инженером ФИО4
Согласно данному техническому плану здания количество этажей в жилом доме 4, в том числе, подземных 1, площадь 589, 3 кв.м, относительно наличия мансарды сведения не указаны.
20 апреля 2021 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым направлен запрос о соблюдении правил землепользования и застройки данного муниципального образования при создании спорного здания, а именно: минимальный отступ от красной линии улиц до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства, отступ от красной линии проездов, минимальное расстояние от границ соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям, высота строения, максимальный коэффициент застройки земельного участка, коэффициент плотности застройки земельного участка.
Также в запросе содержалась просьба о подтверждении соответствия фактически созданного объекта недвижимости заявленным в предоставленных на государственную регистрацию прав документам, а также просьба осуществить мероприятия по земельному контролю в целях исключения нарушений в области земельного законодательства с выездом на место.
Поскольку до 5 мая 2021 года ответ на указанный запрос не поступил, государственным регистратором на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановлен государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, о чём в адрес Горбачева П.А. направлено соответствующее уведомление.
Согласно ответам администрации Черноморского района Республики Крым от 3 июня 2021 года земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), пересекает её границы и частично располагается в зоне транспортной инфраструктуры объектов автомобильного транспорта (Т1), вид разрешённого использования "ведение садоводства", градостроительным регламентом территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) - не предусмотрен, соответственно предельные параметры разрешённого строительства для вышеуказанного вида разрешённого использования не установлены. Также в данном ответе указано, что сведения о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.
4 июня 2021 года главным специалистом Черноморского районного отдела, государственным инспектором в Черноморском районе Республики Крым по использованию и охране земель ФИО5 проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чём составлено заключение N 17.
Из данного заключения следует, что при выходе на место, в ходе визуального осмотра земельного участка установлено, что земельный участок используется в границах предоставленного земельного участка в соответствии со сведениями, внесёнными в ЕГРН, земельный участок ограждён забором, доступ на земельный участок ограничен, на территории размещён объект капитального строительства, здание в четыре надземных этажа, включая мансардный.
В соответствии с уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N КУВД-001/2021-15055874/2 от 7 июня 2021 года Калимбет А.Н. отказано в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на спорное здание в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав и неустранением приведённых в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Также в данном уведомлении указано, что по результатам административного обследования, проведённого Государственным земельным надзором вышеуказанного земельного участка, усматриваются признаки нарушения градостроительных и строительных норм при строительстве четырёхэтажного здания, а именно - на территории земельного участка размещён объект капитального строительства - здание в четыре надземных этажа, включая мансардный (в представленном техническом плане здания от 15 апреля 2021 года, в соответствии с пунктом 10, указано количество этажей объекта - 4 из них 1 подземный). Созданное здание, площадью 589, 3 кв.м, не соответствует предельным параметрам объектов недвижимости, установленным действующим законодательством, что противоречит части 13 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", поскольку выявлено несоответствие регистрируемого объекта предельным параметрам объектов недвижимости, установленным действующим законодательством. При этом, заявителем на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав представлены недостоверные сведения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Калимбет А.Н. административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из законности принятого административным ответчиком решения об отказе в регистрации права собственности от 7 июня 2021 года N КУВД-001/2021- 15055874/2, поскольку регистрируемый жилой дом превышает установленные предельные параметры объекта недвижимости.
С указанными выводами нижестоящих судов судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Статьей 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости в отдельных случаях.
В соответствии с положениями части 12 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 13 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости; предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.
Так, параметры объекта индивидуального жилищного строительства закреплены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 39 которой относит к ним:
количество надземных этажей не более чем три;
высота не более двадцати метров;
состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Таким образом, в силу пункта 2 части 13 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" административный ответчик правомочен произвести правовую экспертизу представленного административным истцом технического паспорта на соответствие предельным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, закрепленным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, судами установлено, что спорное здание имеет 4 надземных этажа, включая мансардный, что в полной мере подтверждено выводами строительно-технической экспертизы от 17 февраля 2022 года N 22.
Принимая во внимание выявленные в рамках проведения правовой экспертизы документов несоответствия в представленном на регистрацию техническом плане жилого дома фактическим обстоятельствам (количеству этажей), государственным регистратором сделан правильный вывод первоначально о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на спорное здание, а в последующем - и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что административные исковые требования Калимбет А.Н. не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий административного ответчика не подтверждаются материалами дела, опровергнуты при рассмотрении дела.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.