Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), заинтересованное лицо Зима Татьяна Владимировна, о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителя администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - администрация МО "Мирнинский район") обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным решение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2022 года N 16/07-3039 в части отказа во включении Зима Т.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Республики Саха (Якутия), и в части отказа в предоставлении субвенции на цели приобретения жилого помещения для Зима Т.В.; обязать административного ответчика принять решение о включении Зима Т.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Республики Саха (Якутия), указав в обоснование, что во исполнение решения Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года ими были понесены расходы на приобретение благоустроенного жилого помещения Зима Т.В, которая относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что данные расходы являются расходными обязательствами государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и должны быть компенсированы местному бюджету в виде субвенций
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2022 года в удовлетворении административного иска отказано полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2022 года решение суда первой инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления администрации МО "Мирнинский район" отказано.
09 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрация МО "Мирнинский район", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 01 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов, и направлении дела но новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Так, по мнению кассатора, судами, в нарушение федерального и республиканского законодательства, незаконно на администрацию МО "Мирнинский район" возложена ответственность за неисполнение переданного государственного полномочия на приобретение жилья для детей-сирот в сумме, превышающей размер финансовых средств субвенции, переданной для исполнения указанного полномочия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в местный бюджет. Вопреки доводам суда первой инстанции, Администрацией в иске указано, что обжалуемое решения Министерства нарушает законные интересы Администрации, возлагая на неё обязанность исполнить государственное полномочие в нарушение установленного законом порядка, без выделения соответствующей суммы субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и влечёт за собой прямые убытки Администрации, поскольку не является расходным обязательством муниципального района в силу федерального законодательства. В связи с отказом Министерства включить Зима Т.В. в список и выделить субвенцию для приобретения ей жилого помещения, Администрации фактически причинены убытки в размере 2 708 739 рублей, уплаченных на приобретение жилья.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2023 года, от 02 марта 2023 года кассационная жалоба администрация МО "Мирнинский район" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи с Мирнинским районным судом Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации МО "Мирнинский район" ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с вышеназванным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ регулируются Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьёй 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Республики Саха (Якутия) финансовыми средствами.
Кроме этого, в соответствии со статёй 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для всех органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сославшись на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходили из того, что решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2022 года на администрацию МО "Мирнинский район" возложена обязанность предоставить Зима Т.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 24 кв.м на территории города Мирный Мирнинского района Республики Саха (Якутия), поскольку Зима Т.В. не обеспечена жилым помещением по месту жительства в городе Мирном и у органа местного самоуправления имеются обязательства, связанные с обеспечением её жильём; что Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 11 марта 2022 года отказано в удовлетворении заявления администрации МО "Мирнинский район" о включении Зима Т.В. в Единый список, в рассмотрении вопроса о дополнительном выделении в 2022 году средств субвенций для обеспечения Зима Т.В. помещением в городе Мирный со ссылкой на то, что Хакимова (Зима) Т.В. реализовала свое право на однократное предоставление от государства благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответственно вопрос о дополнительном выделении субвенции для обеспечения указанной гражданки жилым помещением как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не может быть рассмотрен, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований,
поскольку именно Администрацией ненадлежащим образом исполнены свои полномочия по обеспечению жилым помещением Зима Т.В. при надлежащем исполнении Министерством обязанности по включению Зима Т.В. в Единый список и выделению субвенции на приобретение жилого помещения, и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено переоформление (перераспределение) произведённых расходов местного бюджета на республиканский. Кроме этого, расходы на приобретение Зима Т.В. благоустроенного жилого помещения на территории города Мирный были понесены администрацией МО "Мирнинский район" во исполнение решения суда о возложении обязанности.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации МО "Мирнинский район", в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.