Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яскиной Татьяны Владимировны на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 14 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Яскиной Татьяны Владимировны к администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области, департаменту земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области, директору департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области Салимгараевой М.В, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яскина Т.В. обратилась в Корсаковский городской суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области от 19 июля 2022 года N 5.02-6603/22 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:04:000023:1051 бесплатно в собственность; обязать департамент земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области предоставить члену гаражно-строительному кооперативу ФИО6 (далее - ГСК ФИО6) Яскиной Т.В. земельный участок с кадастровым номером 65:04:000023:1051, расположенный по адресу: "адрес", земельный участок N 3/11, бесплатно в собственность, указав в обоснование, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно по причине реализации ею уже права на "гаражную амнистию" в виде предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N для эксплуатации гаража N 10 в ГСК ФИО6, является незаконным и нарушает её права и законные интересы.
Определением суда от 23 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее - Управление Росреестра по Сахалинской области).
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 14 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Яскиной Т.В. отказано.
27 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Яскиной Т.В, поданная через Корсаковский городской суд Сахалинской области 08 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судами сделан необоснованный вывод, что предоставление земельного участка в собственность бесплатно в порядке "гаражной амнистии" возможно только однократно. Перечень оснований для однократного приобретения земельных участков в собственность указан в статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, является исчерпывающим, и не включает в себя случаи предоставления земельного участка в собственность для размещения гаражей, поскольку для данного основания предусмотрено специальное регулирование, введённое статьёй 3.7 вышеуказанного закона.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2023 года кассационная жалоба Яскиной Т.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Корсаковского района от 15 апреля 1998 года N 271 ГСК "Волна" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок площадью 1404 кв.м под 22 бокса гаражей для индивидуального легкового автотранспорта членов кооператива по улице Флотской.
Яскина Т.В. являлась членом ГСК ФИО6, является владельцем гаража N 10 и гаража N 11, расположенных по адресу: "адрес", задолженности по паевым взносам не имеет, что подтверждается справками ГСК ФИО6 от 01 марта 2003 года.
ГСК ФИО6 прекратил деятельность 19 октября 2007 года (выписка из ЕГРЮЛ от 25 марта 2022 года).
31 мая 2022 года Яскина Т.В. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа Сахалинской области с двумя заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под гаражом N 10 (вх.N 9916), и под гаражом N 11 (вх.N8996).
Постановлениями администрации Корсаковского городского округа от 24 июня 2022 года NN 1209, 1211 Яскиной Т.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность за плату в целях дальнейшего использования под гаражами NN 11, 10 соответственно.
12 июля 2022 года Яскина Т.В. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа Сахалинской области с двумя заявлениями о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N 3/10 с кадастровым номером N, расположенного под гаражом N 10 (вх.N 8672), и земельного участка N 3/11 с кадастровым номером 65:04:000023:1051, расположенного под гаражом N 11 (вх.N 8784).
Постановлением администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области от 29 июля 2022 года N 1499 Яскиной Т.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", земельный участок N 3/10, разрешённое использование "размещение гаражей для собственных нужд", площадью 29 кв.м.
Согласно выписки из ЕГРН от 25 августа 2022 года, право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано за Яскиной Т.В. 08 августа 2022 года.
Решением департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области, изложенным в письме от 19 июля 2022 года за N 5.02-6603/22, Яскиной Т.В. отказано в передаче в собственность земельного участка N 3/11 с кадастровым номером 65:04:000023:1051 под гаражом N 11 со ссылкой на положения пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего однократность предоставления земельного участка в собственность бесплатно, и пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указывающему на недопустимость предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пришли к выводу об обоснованности оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка N 3/11 с кадастровым номером 65:04:0000023:1051, поскольку Яскина Т.В. уже реализовала предусмотренное законом право на однократное предоставление в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объёме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ (то есть, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из содержания приведённых норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных статьёй 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ).
Согласно части 20 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, до 01 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведённый до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в том числе, в случае если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Следовательно, положениями статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, предусмотрен упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки, под расположенными на них гаражами, и не содержит ограничений, указывающих на однократность предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что смысл "гаражной амнистии" состоит в том, чтобы граждане, фактически использующие уже построенные гаражи, смогли по упрощенной схеме получить право собственности на земельный участок, на котором имеется постройка и, не применив данный закон к спорным правоотношениям, неправильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, что привело к вынесению незаконных судебных актов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене. Судебная коллегия считает необходимым, не передавая административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, поскольку все юридически значимые обстоятельства, в рамках рассматриваемого дела, установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 14 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 22 декабря 2022 года отменить. Принять по административному делу новое решение.
Признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области от 19 июля 2022 года N 5.02-6603/22 в предоставлении Яскиной Т.В. земельного участка с кадастровым номером N бесплатно в собственность.
Возложить на департамент земельных отношений администрации Корсаковского городского округа Сахалинской области обязанность повторно рассмотреть заявление Яскиной Т.В. от 12 июля 2022 года вх.N8784 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N 3/11 с кадастровым номером N, расположенного под гаражом N 11 по адресу: "адрес".
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.