Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при помощнике судьи Анцифирове В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело (номер дела в суде первой инстанции 2-3098/2022) по частной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на определение Басманного районного суда г. Москвы от 18 августа 2022 года, которым постановлено:
"Производство по гражданскому делу N 2-3098/22 по иску ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области к ООО "ЧОО "ГРАД БЕЗОПАСНОСТЬ" об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице прекратить",
УСТАНОВИЛА:
Истец ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратился в суд с иском к ответчику ООО "ЧОО "Град Безопасность", в котором просил обязать ответчика предоставить корректирующие сведения о трудовой деятельности за календарный 2020 г. по форме СЗВ-ТД за застрахованное лицо... ;- корректирующие сведения о стаже застрахованного лица... по форме СЗВ-КОРР за календарный 2020 г. и корректирующие сведения о трудовой деятельности за календарный 2020 г. по форме СЗВ-ТД.
В судебном заседании суда первой инстанции обсуждался вопрос о прекращении производства по делу, против чего представитель истца возражал, представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше определение, об отмене которого по доводам частной жалобы просит истец ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области.
Определением судебной коллегии по гражданским делам от 17.01.2023 г. в силу ст. 44 ГПК РФ произведена замена ответчика ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на правопреемника Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее- ОСФР по г. Москве и Московской области).
Представитель ответчика ООО "ЧОО "Град Безопасность" в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, в силу ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по частной жалобе в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца ОСФР по г. Москве и Московской области по доверенности Богданову Н.Н, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обсуждая вопрос о прекращении производства по гражданскому делу, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. ст. 3, 46, 134, 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском.
Приходя к такому выводу, суде первой инстанции исходил из того, что заявленные ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области исковые требования не направлены на защиту собственных нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов истца, поскольку непредставление страхователем испрашиваемых корректирующих сведений прав пенсионного органа не нарушает; фактически иск предъявлен в защиту интересов конкретного гражданина, который с просьбой о защите своих прав к истцу не обращался, полномочий на представление своих интересов истцу не давал; оснований для обращения в суд с иском в интересах такого гражданина в силу закона у истца не имеется; за непредоставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 134 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым названным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд с настоящим иском).
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 10.2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ).
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность пенсионного органа осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 года N 211н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 указанной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ (пункт 40 названной Инструкции).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют функции контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем таких индивидуальных сведений.
Между тем, прекращая производство по делу на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суд первой инстанции указанные правовые нормы во внимание не принял, не учел, что обращение в суд ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, но на который возложена функция контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имело место в связи с реализацией пенсионным органом его полномочий, возложенных на него действующим законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по гражданскому делу на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имелось.
С учетом изложенного, определение Басманного районного суда г. Москвы от 18.08.2022 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с возвращением дела в суд первой инстанции рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Басманного районного суда города Москвы от 18 августа 2022 года отменить, дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.