Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 30 марта 2023 г. по делу N 33а-85/2023
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Гладких С.А., судей Макарова А.С. и Телебы С.Г., при секретаре судебного заседания Мкртчян М.В., с участием представителя административного истца - Пчельниковой М.Л. и представителя административного ответчика - Бирюлиной В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-199/2022 по апелляционной жалобе указанного представителя административного истца на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 19 октября 2022 г. по административному иску федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании акта проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Телебы С.Г, окружной военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда отказано в удовлетворении указанного выше административного иска об оспаривании акта проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее - Межрегиональное управление) от 18 мая 2022 г. N в части вывода о допущенном филиалом административного истца - Свердловским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации (далее - Свердловское лесничество) нарушении, выразившемся в списании со счета бухгалтерского учета 209 "Расчеты по ущербу и иным доходам" ранее выявленной по результатам контрольного мероприятия суммы ущерба в размере 13 111 144 руб, а также предложений по устранению такого нарушения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, полагая решение суда первой инстанции незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не учел подлежащие применению в данном деле положения Федеральных законов "Об обороне", "О бухгалтерском учете" и "О материальной ответственности военнослужащих", а также Лесного кодекса РФ.
Утверждает, что оснований для постановки на бухгалтерский учет Свердловского лесничества незаконно срубленных лесных насаждений не имеется, поскольку данные насаждения к его имуществу не относятся, а поэтому их незаконной рубкой лесничеству ущерб не причинен. При этом незаконная рубка лесных насаждений не относится к хозяйственной деятельности субъекта налогообложения.
Кроме того, полагает, что изложенные в оспариваемом акте предложения по устранению выявленных нарушений возлагают обязанность по привлечению должностных лиц Свердловского лесничества к материальной ответственности и взысканию с них суммы ущерба в целях его дальнейшего возмещения лицами, причинившими такой ущерб, что противоречит требованиям п. 3 ст. 4 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".
Заслушав представителя административного истца, поддержавшего апелляционную жалобу, а также представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 10 января по 22 февраля 2019 г. контрольной группой Межрегионального управления проведена проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Свердловского лесничества за период с 10 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г, в ходе которой выявлено наличие неучтенного ущерба, причиненного государству незаконными рубкой лесных насаждений и снятием почвенного покрова на сумму 13 767 201 руб.
По результатам проверки составлен акт от 22 сентября 2019 г. N, в котором отражены упомянутые выше нарушения, а Свердловскому лесничеству предложено установленным порядком отразить соответствующую сумму ущерба в бюджетном учете лесничества, внести ее в книгу учета недостач и принять решение по выявленному ущербу.
Приказом начальника Свердловского лесничества от 11 декабря 2020 г. N, ранее поставленные на бухгалтерский учет суммы по названным выше лесонарушениям, всего в размере 13 111 144 руб, сняты с балансового счета 209.89 "Расчеты по иным доходам" и до момента выявления следственными органами виновных лиц отражены на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность".
В период с 7 апреля по 6 мая 2022 г. контрольной группой Межрегионального управления проведена очередная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Свердловского лесничества за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2022 г.
В составленном по результатам проверки акте от 18 мая 2022 г. N отражено, что упомянутое выше решение Свердловского лесничества, выразившееся в переводе суммы ущерба в размере 13 111 144 руб. с балансового счета 209.89 "Расчеты по иным доходам" на забалансовый счет 04 "Сомнительная задолженность" является неправомерным, поскольку противоречит пп. 220 и 221 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция).
Факты нарушений лесного законодательства, отраженные в Актах N, административным истцом не оспаривались.
Статьями 1 и 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность должны соответствовать критериям полноты и достоверности.
В силу п. 220 Инструкции счет 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам" предназначен в том числе для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 339 Инструкции счет 04 "Сомнительная задолженность" предназначен для учета сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о выбытии такой задолженности с балансового учета учреждения, в том числе при условии несоответствия задолженности критериям признания ее активом.
В соответствии с приложением N 1 к приказу Министра обороны РФ от 28 марта 2008 г. N 139 учет всех видов выявленного в воинской части причиненного ущерба ведется в книге учета недостач.
Правильно проанализировав приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, исходя из предназначения счетов 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам" и 04 "Сомнительная задолженность" применительно к целям бухгалтерского учета, перевод упомянутого ущерба в размере 13 111 144 руб. на счет 04 "Сомнительная задолженность" приведет к искажению бухгалтерского учета.
При этом внесенный административным ответчиком в оспариваемый акт вывод о неправомерности названного выше решения Свердловского лесничества, а также приведенные в этом акте предложения о принятии на балансовый учет суммы выявленного ущерба и принятии мер к его возмещению направлены на осуществление надлежащего учета причиненного государству ущерба в целях его дальнейшего возмещения лицами, причинившими такой ущерб, и контроля за данной деятельностью. Предложения по устранению выявленных нарушений, вопреки доводу жалобы, требованиям действующего законодательства не противоречат.
Исходя из положений п. 380 Перечня подведомственных Министерству обороны РФ администраторов доходов федерального бюджета, а также пп. 53 и 60 Перечня источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за подведомственными Министерству обороны РФ администраторами доходов федерального бюджета, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 20 февраля 2014 г. N 133, Свердловское лесничество является администратором доходов федерального бюджета по зачисляемым денежным взысканиям и иным суммам, взыскиваемым с лиц, в том числе, в части возмещения причиненного имуществу ущерба. В этой связи, вопреки доводу жалобы, административным ответчиком правомерно предписано принять сумму ущерба по выявленным в ходе контрольного мероприятия нарушениям лесного законодательства в отношении подведомственных Свердловскому лесничеству лесов на балансовый учет последнего.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что акт Межрегионального управления в оспариваемой части прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 19 октября 2022 г. по административному иску федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 апреля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.