Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению К.С.Г, М.Л.Г, О.И.А, С.Р.А. к администрации Дмитровского городского округа Московской области, ее территориальному управлению N 2, отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дмитровскому городскому округу Московской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
К.С.Г, М.Л.Г, О.И.А, С.Р.А. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, просили:
признать незаконным бездействие администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - Администрация) и территориального управления N 2 Администрации по осуществлению полномочий по постановке на учет улично-дорожной сети ТИС ПСП "Товарищество Гранат" деревни Лупаново (ул. Агатовая, Бирюзовая, Бриллиантовая и др); по обеспечению организации уличного освещения в вечернее и ночное время, по обеспечению благоустройства территории и организации дорожной деятельности на территории ТИС ПСП "Товарищество Гранат";
бездействие ОГИБДД УМВД по Дмитровскому городскому округу Московской области по осуществлению полномочий по обеспечению государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожной деятельности, по размещению носителей информации дорожного движения (дорожные знаки, разметка) на территории ТИС ПСП "Товарищество Гранат";
обязать Администрацию и территориальное управление N 2 Администрации поставить на учет улично-дорожную сеть ТИС ПСП "Товарищество Гранат", сформировать участок улично-дорожной сети ТИС ПСП "Товарищество Гранат", обеспечить организацию уличного освещения в вечернее и ночное время на территории ТИС ПСП "Товарищество Гранат" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93; обеспечить благоустройство территории;
обязать ОГИБДД УМВД по Дмитровскому городскому округу Московской области обеспечить государственный контроль и надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожной деятельности.
В обоснование административного иска указали, что являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных в ТИС ПСП "Товарищество Гранат", территория которого сформирована на основании решений Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 22 февраля 2002 года N 111/18 и от 23 апреля 2004 года N 337/64. Администрация препятствует постановке на учет и организации работ по приведению улично-дорожной сети ТИС ПСП "Товарищество Гранат" в соответствие с требованиями действующего законодательства. Улично-дорожная сеть ТИС ПСП "Товарищество Гранат" является бесхозяйным объектом недвижимости, на учет не поставлена, в связи с чем не включена в реестр муниципальной собственности. ОГИБДД УМВД по Дмитровскому городскому округу Московской области не обеспечивает контроль и надзор в области безопасности дорожного движения и организации дорожной деятельности.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года, административный иск удовлетворен в части признания незаконным бездействия Администрации по принятию мер по содержанию улично-дорожной сети ТИС ПСП "Гранат"; по постановке ее на учет и включению в реестр муниципальной собственности; на Администрацию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет, включению в реестр муниципальной собственности улично-дорожной сети ТИС ПСП "Гранат", принять меры по содержанию, включая освещение данной улично-дорожной сети. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 февраля 2023 года, Администрация просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Утверждает, что земельные участки, занятые улицами и проездами (ул. Агатовая, Бирюзовая, Бриллиантовая и др), относятся к имуществу общего пользования ТИС ПСП "Гранат", согласно решению Дмитровского городского суда Московской области от 19 декабря 2021 года данные улицы и проезды являются автомобильной дорогой.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе, не имеется.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзацы первый и второй пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 25 декабря 1992 года N 4173 ТИС ПСП "Гранат" предоставлен земельный участок площадью 155, 76 га по адресу: д. Лупаново Бело-Растовского сельсовета, в бессрочное (постоянное) пользование под строительство объектов социальной инфраструктуры, индивидуальное строительство, ведение садово-огородного и личного подсобного хозяйства военнослужащими и другими гражданами, имеющими постоянную прописку в городе Москве и Московской области.
На основании постановления главы администрации Дмитровского района Московской области от 25 мая 1993 года N 1315 и постановления главы администрации Дмитровского района Московской области от 23 июля 1993 года N 1877 из состава земель ТОО "Гранат" изъяты и переданы в постоянное пользование ТОО "Сплав" и АО "Теледиск Холдинг" земельные участки площадью 9, 02 га и 10, 03 га, соответственно.
Постановлением администрации Дмитровского района Московской области от 30 декабря 1998 года N 2063 "Об изъятии земельного участка в районный земельный фонд в районе д. Лупаново Белорастовского сельского округа" в земельный фонд Дмитровского района передан земельный участок общей площадью 135, 18 га под землями общего пользования и индивидуальными участками; перерегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования ТИС ПСП "Гранат" на земельный участок общей площадью 15 341 кв.м, в том числе 1 266 кв.м - для размещения и обслуживания сторожки; 14 075 кв.м - резервная территория для строительства объектов социально-бытовой сферы и инженерных сооружений.
Право собственности ТИС ПСП "Гранат" на земельные участки с кадастровым номером 50:04:0070101:3245 площадью 11 599 кв.м и с кадастровым номером 50:04:0070101:375 площадью 1 268 кв.м зарегистрировано в установленном законом порядке.
Решениями Совета депутатов Дмитровского района Московской области от 22 февраля 2002 года N 111/18 присвоены названия улицам и проездам индивидуальной застройки ТИС ПСП "Гранат", расположенным в д. Лупаново.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административный иск, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что улично-дорожная сеть в ТИС ПСП "Гранат", находящаяся в границах муниципального образования Дмитровского городского округа, не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, в реестре муниципального имущества не значится, в связи с чем у Администрации возникла обязанность по постановке её на учет, по включению в реестр муниципальной собственности, по содержанию и установлению освещения.
Доводы кассационной жалобы, в пределах которых дело рассматривается судом кассационной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 3.37 Свода правил "СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В пункте 1 статьи 3ункте 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Факт существования на территории ТИС ПСП "Гранат" автомобильной дороги (сети дорог) как объекта недвижимого имущества по делу не оспаривался.
Бесхозяйность автомобильной дороги судами установлена, документально подтвержденных данных о собственнике указанной дороги Администрация в материалы дела не представила.
Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, не имеется оснований считать автомобильную дорогу (сеть дорог) на территории ТИС ПСП "Гранат" дорогой необщего пользования, находящейся в собственности этого товарищества, как фактически настаивает заявитель кассационной жалобы. В материалы дела не представлены данные о том, что она отвечает критериям, предусмотренным частью 4 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", находится в собственности, во владении или в пользовании ТИС ПСП "Гранат" или конкретных физических лиц, используется ими исключительно для обеспечения собственных нужд, включена в перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
В данном случае предметом спора является исполнение Администрацией публичных обязанностей в отношении автомобильной дороги (сети дорог) в пределах улиц Агатовой, Бирюзовой, Бриллиантовой, проездов Аквамаринового, Алмазного, Аметистового и других улиц и проездов на территории ТИС ПСП "Гранат" в д. Лупаново.
При этом улицы и проезды, наряду с иными территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, являются территориями общего пользования (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, судами установлено, что земельный участок общей площадью 135, 18 га под землями общего пользования и индивидуальными участками переданы в 1998 году в земельный фонд Дмитровского района, улично-дорожная сеть ТИС ПСП "Гранат" фактически принята во владение органом местного самоуправления.
Вопреки доводам кассационной жалобы, является очевидным нарушение оспариваемым бездействием прав граждан, проживающих на территории ТИС ПСП "Гранат", на безопасное использование расположенных на этой территории автомобильной дороги.
Ссылки автора кассационной жалобы на принятое в последующем решение Дмитровского городского суда Московской области от 9 декабря 2021 года по делу N не могут повлечь пересмотр судебных актов по настоящему делу.
Данным решением на Администрацию возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как объекта муниципальной собственности автомобильной дороги, проходящей через улицы улиц Агатовую, Бирюзовую, Бриллиантовую, проезды Аквамариновый, Алмазный, Аметистовый и другие улицы и проезды д. Лупаново, а также предоставить сведения об указанной автомобильной дороге для их внесения в реестр в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; соответствующее бездействие Администрации признано незаконным.
Рассмотренные в настоящем деле и деле N административные иски не тождественны по предмету и основанию заявленных требований.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что в данных решениях по-разному идентифицирован один и тот же объект (как автомобильная дорога и как улично-дорожная сеть) основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов не является, такое указание в обжалуемых судебных актах не препятствует правильному исполнению решения суда и постановке на учет фактически существующего бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Частью 10 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3). Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 6).
Таким образом, обжалуемое решение в части обязания принять меры по постановке бесхозяйной вещи на учет подлежит исполнению в отношении бесхозяйного сооружения в соответствии с документами, содержащими сведения о таком объекте и его характеристиках (в частности - технический план на линейное сооружение), которые должны прилагаться к заявлению о принятии объекта на учет.
В случае неясности, нечеткости решения суда в части, касающейся определения улично-дорожной сети как объекта, подлежащего постановке на учет в качестве бесхозяйного, Администрация вправе обратиться в суд, принявший решение с заявлением о его разъяснении в соответствии с положениями статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. Наличие таких недостатков в обжалуемом решении суда, на которые фактически ссылается автор кассационной жалобы, не может повлечь его отмену, поскольку процессуальным законом предусмотрен иной способ устранения недостатков, которые заключаются в неясности, противоречивости и нечеткости судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 3 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 5 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.