Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Шахты об установлении факта проживания, обязании включить в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.07.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Шахты, в котором просила установить факт проживания ФИО1 по адресу: "адрес" с августа 2007 года по настоящее время; обязать администрацию города Шахты Ростовской области включить ФИО1 в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: "адрес"; обязать администрацию города Шахты Ростовской области заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы "Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности".
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 06.04.2022 иск удовлетворен. Суд установилфакт проживания ФИО1 по адресу: "адрес" августа 2007 г. по настоящее время; обязал администрацию г. Шахты включить ФИО1 в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами ОАО "Ростовуголь" непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу "адрес" обязательным направлением данных списков на согласование в Министерство энергетики Российской Федерации; обязал Администрацию г. Шахты Ростовской области заключить с ФИО1 договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за средства господдержки, предназначенных на реализацию программы "Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности", по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации как на одинокого гражданина, из расчета 33 кв. метров - в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 (ред. от 29.12.2021) "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.07.2022 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции ошибочно связывает свое решение с регистрацией истца по месту жительства как с обязательным условием для реализации ее жилищных прав. Обращает внимание, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что истцом не представлено доказательств фактического проживания истца в ветхом жилье, поскольку истцом представлено достаточно доказательств данным обстоятельствам. Указывает, что ранее была включена в списки на переселение, при этом была исключена из данного списка без каких-либо оснований, без ее уведомления.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, "адрес" принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленной в материал дела ксерокопии рукописного документа, не заверенного надлежащим образом, между ФИО1 и ФИО4, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, согласно которому ФИО4, ФИО5 продают, а ФИО1 покупает квартиру по адресу "адрес"10 за 300 000 тыс. руб, в связи с чем ФИО1 передается продавцам задаток 20 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи квартиры NП-2289 (без передаточного акта), согласно п.1 которого продавец продал, а покупатель купил квартиру общей площадью 35, 5 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". Цена проданной квартиры устанавливается по соглашению сторон в сумме 300 000 руб, которые переданы покупателем продавцу до подписания настоящего договора. Покупатель покупает квартиру в качественном состоянии, как она есть (пригодной для проживания и в исправном техническом состоянии, обеспечивающем нормальную эксплуатацию квартиры) (п.8).
Согласно п. 2 указанного договора, отчуждаемая квартира принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, в книге реестров договоров зарегистрирован под N, свидетельства о наследстве по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом г. Шахты Ростовской области ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в реестре за N. Право собственности на квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
Как следует из договора на передачу квартир (домов) в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 и ФИО4 приобрели "адрес" общей площадью 35, 5 кв.м, расположенную по адресу: Россия, "адрес" равных долях.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, являясь наследником по закону ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, получила в наследство 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 35, 5 кв.м, расположенную по адресу: Россия, "адрес".
Из пункта 6 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N П-2289, подписанного ФИО1. следует, что согласно справке МУ "Управление городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N в "адрес" многоквартирного "адрес", расположенного по адресу "адрес" на момент подписания настоящего договора никто не зарегистрирован и не проживает.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области произведена государственная регистрация права собственности на квартиру, о чем имеется соответствующая отметка в договоре купли-продажи "адрес" (без передаточного акта) от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была зарегистрирована по адресу: "адрес", что подтверждено сведениями в паспорте.
Согласно копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в "адрес" ФИО1 ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства в указанном доме, который с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО7 (1/2) и ФИО8 (1/2).
Заключением о степени влияния горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на горных отводах ликвидированных шахт: "Глубокая", "Наклонная", им. Октябрьской Революции ОАО "Ростовуголь", утвержденным директором СКП ОАО "ВНИМИ" ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому N, расположенному по адресу: "адрес", превысили допустимые значения, следовательно, горные работы оказали негативное влияние на техническое состояние строения.
Пунктом 1 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 11.01.2002 N3 "Об утверждении объединенного проекта ликвидации особо убыточных шахт - филиалов АОА "Ростовуголь" утвержден объединенный проект ликвидации особо убыточных шахт - филиалов ОАО "Ростовуголь" (шахты "Глубокая" в составе шахт "Глубокая", "Степановская", им. Красина, "Несветаевская", "Наклонная", "Самбековская", "Тацинская", "Восточная", N1 "Синегорская") с основными показателями согласно приложению. Пунктом 2 данного приказа на ликвидационную комиссию шахты "Глубокая" возложено выполнение мероприятий по ликвидации шахт - филиалов ОАО "Ростовуголь", она определена единым получателем средств государственной поддержки на ликвидацию указанных шахт.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что решение о ликвидации шахты "Глубокая" принято ДД.ММ.ГГГГ (приказ Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N).
Судом также установлено, что многоквартирный жилой "адрес", расположенный по адресу: "адрес", значится в согласованных с Министерством энергетики РФ списках домов, подлежащих сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО "Ростовуголь".
Из материалов дела следует, что ФИО1 обращалась в Администрацию г. Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья. В своем письме от 31.03.2010 Администрация г. Шахты сообщила истцу о том, что оснований рассматривать вопрос о её переселении не имеется по причине того, что она стала собственником жилого помещения только в 2009 году, а вопрос может быть рассмотрен через пять лет после приобретения жилья.
В 2013 году и 2015году ФИО1 обращалась в Администрацию г. Шахты по вопросу переселения из ветхого жилья с приложением необходимых документов. В своих письмах от 04.04.2016 N, от ДД.ММ.ГГГГ N, адресованных ФИО1, администрация г. Шахты указала, что истец не значится в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в связи с чем вопрос переселения не может быть рассмотрен.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в ответ на обращения ФИО1 сообщило ей о том, что основания для включения ФИО1 и ее семьи в программу переселения из ветхого жилья не имеется в связи с тем, что истец зарегистрировала право собственности на "адрес", расположенную по адресу: Россия, "адрес" 2009 году, после получения заключения СКП ОАО "ВНИМИ" ДД.ММ.ГГГГ о степени влияния горных работ на техническое состояние жилых домов.
Опрошенные в судебном заседании суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ свидетели ФИО9 и ФИО10, предупрежденные за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ, пояснили, что знакомы с истцом длительное время, с 2007г. ФИО1 проживала вместе с мамой в "адрес" по адресу: "адрес". Мать истца умерла в 2020.
Заявляя исковые требования, истец ссылалась на то, что с 2007 года она фактически проживает в "адрес" в "адрес".
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал на то, что один лишь факт проживания истца в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в связи с проведением горных работ, не влечет за собой включение истца в список граждан, подлежащих переселению, в связи с отсутствием законодательно установленной совокупности обстоятельств: проживание на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация, нуждаемость.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь п.п. 5, 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", суд первой инстанции исходя из того, что материалами дела, а так же свидетельскими показаниями, данными в судебном заседании, установлен факт постоянного проживания по адресу: "адрес", ФИО1 как на момент признания дома ветхим по заключению СКП ОАО "ВНИМИ" от ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент составления списков граждан, с учетом того, что спорное жилое помещение является ветхим и подлежит сносу, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела установив, что в материалах дела на момент разрешения спора судом отсутствовали какие-либо документы, подтверждающие регистрацию истца и проживание истца по адресу: "адрес" на момент принятия решения о ликвидации шахты "Глубокая", то есть на дату ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об установлении факта проживания, о включении истца в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и обязании ответчика заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" установлено, что перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона от 20.06.1996г. N81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местногоразвития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
Согласно указанным Правилам на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств господдержки на реализацию программ местного развития является Министерство энергетики Российской Федерации, при этом распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов РФ определено Федеральными Законами "О федеральном бюджете" (п. 3 Правил).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (пункт 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению (пункт 8 Правил).
Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 11 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, и гражданам, проживающим в жилом помещении, принадлежащим им и (или) членам их семей на праве собственности.
При этом социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Из положений пункта 11 указанных Правил следует, что право на получение социальных выплат имеют только те граждане, которым жилое помещение принадлежит на праве в собственности и которые одновременно проживают в этом жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности, длительный период, данное жилье являлось и является единственным местом жительство.
Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).
При этом, вышеуказанное действие со стороны органа местного самоуправления может быть только после согласования Министерством энергетики РФ списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, составленных органом местного самоуправления и, как следствие, - только после выделения средств федерального бюджета на переселение конкретной семьи.
Положения Типового договора, по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков содержит условие о перечислении денежных средств, указанных в договоре купли-продажи недвижимости, долевого участия в строительстве, в течение трех банковских дней с даты предоставления гражданином договора в Администрацию. При этом, поскольку закон определяет реализацию данной социальной гарантии именно за счет средств федерального бюджета, на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора при отсутствии межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, закон определяет реализацию данной социальной гарантии именно за счет средств федерального бюджета. Распределение межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков бюджетам субъектов РФ определяется Федеральным законом "О федеральном бюджете".
По смыслу пункта 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
В соответствии с абз. 3 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в редакции, действовавшей до 08.01.2022, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, признаются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2564 "О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков был дополнен абзацами следующего содержания:
- "проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению".
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абз. 4 п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков).
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ. При этом данным постановлением не предусмотрено в качестве одного из оснований для включения граждан в список, подлежащих переселению, признание дома ветхим после принятия решения о ликвидации шахты.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 N308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом, вся совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. Отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 N 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.