Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Городок" (далее - ТСЖ "Городок"), поданную 16 февраля 2023 г, на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г, по административному делу N 2а-137/2022 по административному исковому заявлению Кычакова Александра Анатольевича о признании ответа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее- ГЖИ Новосибирской области) от 1 июня 2021 г. N N незаконным.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя ТСЖ "Городок" Якубовской А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Кычаков А.А. обратился в Советский районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 1 июня 2021 г. N-ПГ в части указания на отнесение террасы к части квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что Кычаков А.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". На протяжении длительного времени в одной из комнат квартиры периодически происходят затопления потолочного покрытия с открытой террасы, расположенной выше. Считает, что данная терраса относится к общему имуществу многоквартирного дома, ответственным лицом за поддержание ее надлежащего состояния является товарищество собственников жилья, которое занимается управлением и обслуживанием всего многоквартирного дома, - ТСЖ "Городок".
7 мая 2021 г. Кычаков А.А. обратился в ГЖИ Новосибирской области с жалобой на бездействие ТСЖ "Городок", просил проверить факт выполнения работ по ремонту террасы, установить, какие меры предпринимаются по поддержанию ее технического состояния.
В ответ на жалобу ГЖИ Новосибирской области сообщено, что терраса не относится к общему имуществу многоквартирного дома, является личной собственностью административного истца.
Ответ полагает незаконным. Считает, что выводы ГЖИ Новосибирской области о том, что терраса не относится к общему имуществу многоквартирного дома, сделан только на основании сведений, отраженных в экспликации к техническому паспорту здания, которые неверно истолкованы Указывает, право собственности Кычакова А.А. зарегистрировано на квартиру площадью 299, 7 кв.м, то есть без учета площади террасы. Оплату за содержание жилья Кычаков А.А. производит исходя из ее площади 299, 7 кв.м. Количество голосов собственника при голосовании на общих собраниях определяется у Кычакова А.А. также исходя из площади его квартиры 299, 7 кв.м. Считает, что терраса относится к категории ограждающих конструкций многоквартирного дома, ввиду чего в силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации является общим имуществом многоквартирного дома. Ссылаясь на предоставленные в дело фотографии, указывает, что спорная терраса является крышей помещений, которые находятся снизу, то есть несёт функцию несущей и ограждающей конструкции. Кроме того, терраса фактически выполняет функцию балкона, только отличается большей площадью. Балконы в силу прямого указания пункта 4.2.4 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, относятся к строительным конструкциям.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 1 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г, административные требования удовлетворены, признан незаконным ответ заместителя начальника ГЖИ Новосибирской области от 1 июня 2021 г. N-ПГ в части указания на отнесение террасы к части квартиры, расположенной по адресу: "адрес": "Поскольку терраса является частью Вашей квартиры и в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. N 49, не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, устранение описанных протечек не входит в обязанности ТСЖ "Городок"; на ГЖИ Новосибирской области возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Кычакова А.А.
В кассационной жалобе ТСЖ "Городок" ставит вопрос об отмене судебных актов.
В обоснование жалобы указывают на необоснованность выводов о принадлежности площади террасы к общедомовому имуществу. Указывают, что в Техническом паспорте на объект недвижимости расположенный по адресу "адрес", площадью 299, 7 кв. м, площадь балконов и террасы указана отдельно и составляет 11, 7 кв.м, что указывает на то, что балконы и терраса относятся именно к этой квартире, не предназначена для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в "адрес", используется только для удовлетворения социально-бытовых потребностей самого Кычакова А.А. Ссылаясь на положения пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.3.1.2, 3.3.1.33. ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" и пункта 3 Приложения 19 Рекомендаций по обследованию стальных конструкций производственных зданий, разработанных "ЦНИИпроектстальконструкция" им. Н.П. Мельникова, пункта 2 раздела 1 "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, указывают, что плита перекрытия - плита большой площади, которая выполняет функцию несущей конструкции пола, в состав общего имущества в многоквартирном доме входит плита перекрытия, ограждающая террасу снизу, в связи с чем полагают ошибочными выводы судов, о том, что ГЖИ Новосибирской области не учло функциональное назначение спорной террасы. Не соответствует обстоятельствам дела, фотографиям, выводы суда об "открытости" террасы, о том, что спорная терраса фактически выполняет функцию крыши дома для нижерасположенных этажей, поскольку терраса Кычакова А.А. является неогороженной со стороны улицы, над ней имеется часть крыши, имеющая небольшой технологический уклон в сторону улицы, крыша дома, в том числе, часть крыши над террасой, покрыта по всей поверхности металлочерепицей темно-коричневого цвета.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя заинтересованного лица, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, что Кычаков А.А. является собственником "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
7 мая 2021 г. Кычаков А.А. обратился в ГЖИ Новосибирской области с жалобой на действия Товарищества собственников жилья "Городок", обслуживающего многоквартирный "адрес" в "адрес".
При обращении Кычаков А.А. указал, в числе прочего, на ненадлежащее содержание ТСЖ "Городок" общего имущества многоквартирного дома, приводящее к частным затоплениям "адрес" со стороны внешних стен. Возможной причиной протечек Кычаков А.А. указал некачественный ремонт фасадов здания.
В ответе на обращение ГЖИ Новосибирской области от 1 июня 2021 г. N-ПГ указано, что согласно экспертному заключению, затопление, протечки в гостиной являются следствием нарушения строительных норм и правил при производстве ремонтных работ на террасе, принадлежащей Кычакову А.А. Поскольку терраса является частью квартиры Кычакова А.А. и в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не входит в состав общего имущества собственников, устранение описанных протечек не входит в обязанности ТСЖ "Городок".
При подготовке оспариваемого ответа на обращение Кычакова А.А. ГЖИ Новосибирской области руководствовалась содержанием технического паспорта здания (строения) от 17 декабря 2004 г, а также заключением экспертной организации "Т Эксперт" по обследованию эксплуатируемой кровли здания, террасы N от 15 июля 2018 г.
Разрешая заявленные требования, оценивая законность содержания ответа в оспариваемой части, и наличие оснований для определения обязанности, подлежащей возложению на административного ответчика с целью устранения нарушения прав заявителя, районный суд, с которым согласилась апелляционная коллегия областного суда, пришел к выводу о преждевременности выводов ГЖИ Новосибирской области о том, что терраса является частью квартиры Кычакова А.А. и не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, поскольку из документов, на которых основаны выводы, а именно из технического паспорта здания (строения) от 17 декабря 2004 г, а также из заключения экспертной организации "Т Эксперт", указанное однозначно не следует.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (подпункт 1); правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 6).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно пункту 5 Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)" объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе: товариществ собственников жилья.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются: крыши (подпункт "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (подпункт "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 2 "Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 1 июня 2007 г. N 45, утвержденного в порядке исполнения поручения, изложенного у пункте 3 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, Инструкция по эксплуатации многоквартирного дома (далее - Инструкция) является технической документацией на многоквартирный дом.
В составе Инструкции в соответствии с Приложением к Положению о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома содержится Перечень объектов (элементов) общего имущества в многоквартирном доме, включающий: подраздел 2.2. Перечень ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома; подраздел 2.3. Перечень ограждающих ненесущих конструкций многоквартирного дома.
С учетом указанных норм материального права, принимая во внимание, что наличие или отсутствие указанной Инструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по "адрес", при проведении проверки по обращению Кычакова А.А. административным ответчиком не устанавливалось, равно как не были установлены сведения о приобретении Качаковым А.А. "адрес" указанном жилом доме, выводы судов о необоснованности и преждевременности ответа ГЖИ Новосибирской области в оспариваемой части являются правильными.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают. Согласно акту проверки органом государственного контроля юридического лица от 27 мая 2021 г, на основании которого был дан оспариваемый административным истцом ответ, указанные в кассационной жалобе документы при проведении проверки не предоставлялись и не исследовались органом государственного жилищного надзора.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба заинтересованного лица ТСЖ "Городок" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Новосибирска от 1 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 13 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.