Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М, судей Бутковой Н.А, Головкиной Л.А.
с участием прокурора Курышкиной О.А.
при секретаре Родионовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-83/2022 по апелляционной жалобе Бардина Анатолия Владимировича на решение Тюменского областного суда от 31 октября 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Бардина Анатолия Владимировича о признании незаконным решения Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 декабря 2007 года N 196".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения административного истца Бардина А.В, представителей административных ответчиков Тобольской городской Думы - Ражева М.М. и администрации города Тобольска - Прохоренко Л.А, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бардин А.В. обратился в Тобольский городской суд Тюменской области с административным исковым заявлением о признании незаконными изменений Генерального плана города Тобольск, внесенных решением Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166, в части принятия решения о строительстве Иртыш-Парка, строительстве на Панином бугре, в части отказа признания проекта комплекса "Алафейская гора" и его ландшафта от Кремля до мыса Сузге.
В обоснование требований указывает, что в нарушение пунктов 5.4, 6.1 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244, в комиссии по разработке генерального плана не было представителей общественных организаций, сроки проведения общественных слушаний с 14 октября 2021 года по 30 ноября 2021 года установлены без учета ограничений введенных в связи с объявлением в России пандемии, а так же не указан национальный проект "Тобольск - духовная сила России". Не учтено мнение горожан, которые высказались против строительства Иртыш-Парка и нового строительства на Панином бугре, за необходимость признания природно-исторического ландшафта от Кремля до мыса Сузге объектом культурного наследия. Так же оспариваемое решение нарушает права истца на благоприятные условия жизнедеятельности.
Решением Тобольского городского суда Тюменской области от 26 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных Бардиным А.В. требований отказано.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 24 августа 2022 года решение Тобольского городского суда Тюменской области от 26 апреля 2022 года отменено в связи с нарушением правил подсудности при рассмотрении дела, административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Тюменский областной суд.
Решением Тюменского областного суда от 31 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Бардина А.В. отказано; на Тобольскую городскую Думу возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что строительство Иртыш-Парка предполагается производить на территории водоохранной зоны реки Иртыш с вырубкой лесных культур, не принято во внимание, что большинство жителей высказалось против планируемого строительства. Решение N 166 принято с нарушением статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", выразившимся в несогласовании работ, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы. Отказывая в удовлетворении иска за недоказанностью фактов негативного влияния запланированного строительства на окружающую среду и жизнедеятельность, суд первой инстанции необоснованно перераспределил бремя доказывания значимых обстоятельств, освободив ответчика от обязанности доказать отсутствие какого-либо вреда в ходе реализации утвержденного плана.
Администрацией города Тобольска, Тобольской городской Думой, прокуратурой Тюменской области принесены возражения на апелляционную жалобу административного истца.
В суде апелляционной инстанции административный истец Бардин А.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика Тобольской городской Думы и администрации города Тобольска возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Заслушав объяснения сторон и их представителей, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации о законности решения Тюменского областного суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что город Тобольск является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа в соответствии со статьей 1 Устава города Тобольска, утвержденного решением Тобольской городско Думы от 17 июня 2005 года N 61 в редакции решения Тобольской городской Думы от 22 февраля 2022 года N 7 (далее - Устав).
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - Градостроительный кодекс РФ, ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, являющегося документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты и утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 1 статьи 21, пункта 13 части 2 статьи 24 Устава представительным коллегиальным выборным органом местного самоуправления города Тобольска, обладающим правом представлять интересы населения города Тобольска и принимать в случаях, определенных Уставом, от его имени решения, действующие на территории города Тобольска, является Городская Дума. Утверждение генерального плана города Тобольска отнесено к полномочиям Тобольской городской Думы.
28 декабря 2021 года Тобольской городской Думой принято решение N 166 о внесении изменений в ранее принятое решение от 30 декабря 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск", в соответствии с которым Генеральный план городского округа город Тобольск утвержден в новой редакции в составе следующих материалов: положение о территориальном планировании городского округа, карты планируемого размещения объектов местного значения, карта границ входящих в состав городского округа населенных пунктов, карта функциональных зон (согласно приложениям) в соответствии с требованиями части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.
Положением о территориальном планировании городского округа город Тобольск (приложение N 1 к решению Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166) предусмотрено, в числе прочего, плановое размещение в зоне озелененных территорий общего пользования в Центральном микрорайоне г. Тобольска парка культуры и отдыха "Иртыш-парк" (пункт 8.3); на территории Панина бугра в городе Тобольск - дошкольных образовательных организаций (детских садов), общеобразовательных школ (пункты 1.10, 1.11, 1.20), источника тепловой энергии котельной "Панин бугор" (пункт 4.18), канализационных насосных станций (пункты 4.104, 4.105, 4.106), пешеходной зоны (пункт 8.29), а также плановая реконструкция электрической подстанции (пункт 4.2).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана, внесения в него изменений, а также особенности согласования проекта генерального плана городского округа регламентированы статьями 24-25 Градостроительного кодекса РФ.
В целях определения оптимального состава и содержания проектов генеральных планов городских и сельских поселений, генеральных планов городских округов, а также обеспечения для рациональной и эффективной их разработки приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 244 утверждены Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 6.4 Методических рекомендаций определено, что постановлением о подготовке проекта генерального плана поселения, городского округа может быть образована комиссия по подготовке проекта генерального плана как коллегиальный и совещательный орган, обеспечивающий координацию и последовательность работ по подготовке проекта генерального плана, организующий взаимодействие с исполнителем данных работ и согласование необходимых проектных решений.
В состав комиссии могут входить представители заинтересованных органов местного самоуправления поселения, городского округа, государственных органов (по согласованию с ними), муниципальных предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с ними), представители местных общественных объединений и жители муниципального образования.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется, в том числе, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений по проекту генерального плана, предложений заинтересованных лиц: проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ); обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Срок проведения общественных обсуждений с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением главы города Тобольска от 16 апреля 2020 года N 23 "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тобольск" на Департамент градостроительства и землепользования Администрации города Тобольска возложена обязанность по обеспечению подготовки проекта внесения изменений в генеральный план городского округа в срок до 15 декабря 2020 года, который был продлен до 31 декабря 2021 года распоряжением главы города Тобольска от 17 мая 2021 года N28, обязанность по приему поступающих предложений заинтересованных лиц в срок до 15 мая 2020 года.
При подготовке проекта решения о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тобольск комиссия по его подготовке, в которой могли бы принять участие, в том числе представители общественных организаций, на что ссылается административный истец, не создавалась. Данные обстоятельства не противоречат положениям пункта 6.1 Методических рекомендаций и статьи 24 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с распоряжением главы города Тобольска от 22 октября 2021 года N 48, которым внесены изменения в распоряжение от 8 октября 2021 года N 47, проведение общественных обсуждений по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О генеральном плане городского округа город Тобольск" осуществлено в период с 23 октября по 23 декабря 2021 года, в которых приняло участие 12 граждан и организаций, включая Бардина А.В, что свидетельствует о создании условий для реализации административным истцом лично и иными заинтересованными лицами права на участие в общественных слушаниях, внесение предложений и замечаний независимо от введенных ограничительных мер, принятых в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
Довод истца о том, что большинство горожан высказалось против запланированного строительства, не изменяет правильность решения суда.
Положения статей 5.1 и 28 ГрК РФ призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
Публичные слушания и общественные обсуждения являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что общественные обсуждения не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
Во исполнение требований пункта 12 статьи 24 ГрК РФ Департаментом градостроительства и землепользования 23 декабря 2021 года подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск" (л.д. 37, 202 том 1), в котором приведены высказанные заинтересованными лицами предложения (замечания), даны аргументированные рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных предложений (замечаний).
Основанием для подготовки указанного заключения, согласно его тексту, послужил протокол общественных обсуждений от 16 декабря 2021 года, составленный по результатам проведенных общественных обсуждений по проекту решения о внесении изменений в генеральный план городского округа. Факт составления протокола общественных обсуждений от 16 декабря 2021 года в ходе судебного разбирательства административным истцом не оспаривался.
Заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта решения Тобольской городской Думы "О внесении изменений в решение Тобольской городской Думы от 30 октября 2007 года N 196 "О Генеральном плане городского округа город Тобольск" опубликовано в газете "Тобольская правда" N 147 (29095) от 23 декабря 2021 года (л.д. 181 том 1).
В силу части 8 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ регламентируют согласование проекта генерального плана в случаях:
если в соответствии с указанным проектом предусматривается размещение объектов местного значения городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, - с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом;
если на территории городского округа находятся особо охраняемые природные территории регионального значения - с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится городской округ.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" постановлением Правительства Тюменской области от 4 декабря 2020 года N 743-п "О памятнике природы регионального значения "Панин бугор" в г. Тобольске" установлены границы памятника природы регионального значения "Панин бугор" в городе Тобольске, учрежденного 12 мая 1998 года распоряжением администрации Тюменской области N 301-р "О создании памятника природы регионального значения "Панин бугор" в г. Тобольске", площадью 459, 97 га.
При этом согласно пунктам 1.10, 1.11, 1.20, 4.18, 4.104, 4.105, 4.106, 4.2, 8.29 Положения о территориальном планировании городского округа город Тобольск (приложение N 1 к решению Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166) на территории "Панин бугор" предусмотрено размещение, реконструкция объектов вне границ памятника природы (зоны особо охраняемых территорий), в пределах трех функциональных зон - жилой зоны, зоны инженерной инфраструктуры и зоны озелененных территорий общего пользования.
По сообщению Главного управления строительства Тюменской области от 21 января 2022 года в границах памятника природы отсутствуют проектируемые объекты жилищного строительства, планируемая магистральная улица районного значения по ул. Вершинина расположена за пределами памятника природы.
Также на территории городского округа город Тобольск протекает река Иртыш, находящаяся в федеральной собственности в силу статьи 8 Водного кодекса РФ, исходя из протяженности которой (более 4 000 км) ширина водоохранной зоны для указанной реки устанавливается в размере двухсот метров согласно пункту 3 части 4 статьи 65 Водного кодекса РФ.
По запросу суда апелляционной инстанции административными ответчиками представлены документы о размещении 26 августа 2021 года в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) проекта генерального плана для выполнения процедуры согласования с федеральными органами власти в соответствии с требованиями части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 (далее - Порядок), предусматривает, что отраслевые федеральные органы в части своей компетенции осуществляют проверку проектов генеральных планов, проектов внесения изменений в генеральные планы, в том числе на предмет возможного негативного воздействия планируемых к размещению объектов местного значения поселения, городского округа на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ (пп. "в" п. 2.7 Порядка).
Заключения о согласии с проектом получены от Минприроды России, Минздрава России, Минтранса России (с учетом замечаний), Минэнерго России, Минобороны России, Росгвардии, МЧС России, Госкорпорации "Росатом", ФСО России.
По сообщению Федерального агентства лесного хозяйства согласование с Рослесхозом не требуется, поскольку данным проектом не предусмотрено включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда.
Вопреки доводу апелляционной жалобы требования части 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" о согласовании деятельности по территориальному планированию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства соблюдены:
в соответствии с пунктом 2.8 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460, проект внесения изменения в генеральный план города Тобольск считается согласованным с федеральными органами исполнительной власти, не представившими в установленный срок заключение на проект, среди которых Росрыболовство, а также Минпромторг России, ФСБ России, Госкорпорация "Роскосмос", СВР России.
25 октября 2021 года Министерством экономического развития Российской Федерации дано сводное заключение о несогласии с проектом внесения изменения в генеральный план городского округа в связи с наличием неурегулированных разногласий по замечаниям Минобрнауки России.
Распоряжением главы города Тобольска от 02 ноября 2021 года N 50 создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план городского округа, послуживших основанием для отказа в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план городского округа город Тобольск, утвержден состав согласительной комиссии.
11 ноября 2021 года Департаментом градостроительства и землепользования администрации города Тобольска в ФГИС ТП размещен отредактированный проект документа территориального планирования, о чем дополнительно письмом уведомлены Министерство экономического развития РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.
По итогам работы согласительной комиссии 17 декабря 2021 года составлен протокол, в котором зафиксировано принятое членами комиссии решение о согласовании проекта документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих замечания.
Распоряжением главы города Тобольска от 23 декабря 2021 года N 51 согласованный проект внесения изменений в генеральный план городского округа направлен в Тобольскую городскую Думу.
Утвержденное Тобольской городской Думой решение N 166 опубликовано в газете "Тобольская правда" 30 декабря 2021 года N 150 (29098); приложения к решению размещены в сети "Интернет" на официальных сайтах Администрации города Тобольска (www.admtobolsk.ru), Тобольской городской Думы (www.dumatobolsk.ru), сетевом издании "Официальные документы города Тобольска" в соответствии со статьей 47 Устава города Тобольска.
С учетом приведенных доказательств оспариваемое решение о внесении изменений в генеральный план принято с соблюдением установленного законом порядка организации и проведения публичных слушаний с обеспечением прав личного участия административного истца и иных заинтересованных лиц в решении вопросов местного значения; с соблюдением требований статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, предъявляемых к согласованию проектов документов территориального планирования, в частности - решение принято в результате согласительных процедур, назначенных и проведенных в соответствии с требованиями пунктов 9 - 12 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения, а также о соблюдении порядка опубликования нормативного акта соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются правильными.
В соответствии с частью 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Вместе с тем оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, и производится посредством подачи административного иска о признании недействующим нормативного правового акта как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений.
Частью 1 статьи 208 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), которыми определяются назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Таким образом, генеральный план определяет стратегию развития муниципального образования и условия формирования среды жизнедеятельности.
Право на благоприятную окружающую среду, на доступ к культурным ценностям гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьи 42 и 44), которая обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 44 и 58).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П конституционная обязанность сохранять окружающую среду, распространяющаяся и на государственные органы, является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Исходя из названных конституционных положений, Российская Федерация призвана в том числе гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни, а также права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; при этом требования об охране окружающей среды, предполагающей в числе прочего предотвращение негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде.
С учетом изложенного Бардин А.В, обратившийся в суд с требованием об оспаривании решения, которым вносятся изменения в Генеральный план городского округа города Тобольска, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на благоприятные условия жизнедеятельности, относится к числу лиц, наделенных в соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ правом на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением.
При этом лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ (часть 1 статьи 62 КАС РФ). Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган.
Из приведенных процессуальных норм следует обязанность административного истца доказывать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются или могут быть нарушены его право на благоприятные условия жизнедеятельности. Между тем суду такие доказательства не представлены.
Само по себе несогласие административного истца с планируемым размещением парка культуры и отдыха "Иртыш-парк" по мотиву неактуальности такого строительства и отсутствия экономического обоснования, а также с учетом предположения о необходимости вырубки лесов для осуществления проекта, нельзя признать достаточным основанием к признанию оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Внесенные в генеральный план городского округа города Тобольска изменения также не противоречат нормам действующего федерального законодательства, ограничивающим хозяйственную и иную деятельность в пределах водоохранной зоны реки Иртыш.
Исчерпывающий перечень мероприятий, запрещенных в границах водоохранных зон, приведен в части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ. Установленный запрет не распространяется на размещение в водоохранной зоне парков культуры и отдыха, оборудуемых в целях создания условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения, не предусмотрен. Таким образом, довод апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям Водного кодекса РФ основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 4.80 Положения о территориальном планировании городского округа город Тобольск (приложение N 1 к решению Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166) в пределах местоположения, в котором планируется строительство парка культуры и отдыха "Иртыш-парк": г. Тобольск, 02:27 мкр. Центральный, Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), планируются к размещению также очистные сооружения дождевой канализации в целях организации водоотведения.
Кроме того, по сообщению Нижнеобского территориального управления Росрыболовства от 18 января 2022 года по факту обращения Бардина А.В. в Тобольскую межрайонную прокуратуру по вопросу правомерности принятия Генерального плана города Тобольска расстояние до строений, расположенных в микрорайоне Центральный города Тобольска, составляет более 450 метров от уреза воды, то есть за пределами водоохранной зоны реки Иртыш (л.д. 16-17, 60-61 том 1).
Следовательно, нарушений части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ при разработке генерального плана так же не допущено.
Решение Тобольской городской Думы от 28 декабря 2021 года N 166 не подлежит признанию недействующим в связи с отказом признания проекта комплекса "Алафейская гора" и его ландшафта от Кремля до мыса Сузге.
Из материалов дела следует, что заинтересованными лицами периодически в той или иной форме ставился вопрос о признании террасы правого берега реки Иртыш в районе Тобольска "Алафеская гора" (его ландшафта) объектом культурного наследия (о расширении зоны охраны объекта культурного наследия). Об этом свидетельствует обращение общественной организации города Тобольска "Добрая воля" в лице председателя ФИО1 к главе города Тобольска ФИО2 от 28 июля 2019 года (л.д. 10 том 1), предложение гражданки ФИО3 в рамках общественных обсуждений по проекту решения о внесении изменений в генеральный план городского округа города Тобольска (л.д. 202 том 1).
Вместе с тем вопросы признания объектами культурного наследия, установление зон охраны объектов культурного наследия не входят в предмет генерального плана.
В силу части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Порядок включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентирован статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972.
Зоны охраны объектов культурного наследия утверждаются уполномоченным органом, определенным в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Минкультуры России либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Информация о зонах охраны объектов культурного наследия содержится в Едином государственном реестре недвижимости.
Сведений о том, что административным истцом или иными заинтересованными лицами реально осуществлены действия, направленные на изменение границ зоны охраны объектов культурного наследия в городе Тобольске и/или к признанию проекта комплекса "Алафейская гора" и его ландшафта от Кремля до мыса Сузге объектом культурного наследия, сведения о чем должны учитываться при утверждении генерального плана (новой его редакции), материалы дела не содержат, административным истцом не представлены. Представители административных ответчиков в суде апелляционной инстанции сообщили, что обращения об изменении границ зоны охраны объектов культурного наследия в городе Тобольске и/или о признании проекта комплекса "Алафейская гора" и его ландшафта от Кремля до мыса Сузге объектом культурного наследия в установленном законом порядке не поступали.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тюменского областного суда от 31 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.