Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Смирныховский" Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" о признании незаконными действий и распоряжения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области - Зуевой Т.М, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уполномоченный по правам человека в Сахалинской области обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконными действия администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" в части установления срока расселения до 31 декабря 2025 года жильцов муниципального дома, расположенного по адресу: "адрес" признанного аварийным и подлежащим сносу (с запретом эксплуатации); признать незаконным распоряжение от 4 августа 2020 года N 426-р в части установления срока расселения; установить срок расселения жильцов квартиры 1 и квартиры 2 дома "адрес" до 30 сентября 2022 года.
Определениями суда от 30 июня 2022 года и от 22 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО10 С.С. и ФИО16
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 декабря 2022 года решение Смирныховского районного суда от 5 августа 2022 года отменено, административное исковое заявление Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области удовлетворено. Признаны незаконными действия администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" в части установления сроков расселения до 31 декабря 2025 года жильцов муниципального дома, расположенного по адресу: "адрес" Признано незаконным распоряжение администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" от 4 августа 2020 года N 426-р в части установления срока расселения. На администрацию муниципального образования городской округ "Смирныховский" возложена обязанность установить разумный срок отселения физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу Сахалинская область "адрес", но не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
26 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования городского округа "Смирныховский" Сахалинской области, поданная через Смирныховский районный суд Сахалинской области 16 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 декабря 2022 года и оставлении в силе решения Смирныховского районного суда Сахалинской области от 5 августа 2022 года со ссылкой на то, что распоряжение администрации МО ГО "Смирныховский" от 4 августа 2020 года N 426-р "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока расселения не подлежит оспариванию в порядке административного судопроизводства. Учитывая, что наниматель "адрес" - ФИО11 С.С. не проживает в указанном жилом помещении, иных лиц, зарегистрированных в квартирах 1 и 2 спорного дома не имеется, отсутствуют правовые основания для переноса срока расселения спорного жилого помещения, поскольку отсутствует реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью ФИО12 С.С. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования городского округа "Смирныховский" Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, по обращению гражданки ФИО17, проживавшей по адресу: "адрес" уполномоченным по правам человека в Сахалинской области установлены нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя и неопределённого круга лиц.
Согласно заключению ООО "Сахалинская геология" по обследованию ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда по адресу: "адрес" данный дом является одноэтажным, двухквартирным. Техническое состояние объекта оценено как аварийное. Фундаменты находятся в аварийном состоянии. Стены, перегородки и перекрытия здания находятся в аварийном состоянии вследствие наличия повреждений и дефектов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций и опасности их обрушения. Существует опасность обрушения перекрытий и стен здания. Данный факт является наиболее опасным для жизни и здоровья жильцов. Существующие инженерные системы имеют высокий износ и не обеспечивают потребности жильцов в полном объеме. Физический износ жилого дома по состоянию на 12 апреля 2020 года составляет 78%. Рекомендовано вывести здание из эксплуатации в установленном порядке и демонтировать.
Заключением межведомственной комиссии от 21 июля 2020 года N 95/20 выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации муниципального образования "Курильский городской округ" от 4 августа 2020 года N 426-р н многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1), срок расселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома установлен до 31 декабря 2025 года (пункт 2).
Из материалов дела также усматривается, что наниматель по договору социального найма квартиры N 1 в двухквартирном "адрес" ФИО18 умерла 18 июня 2022 года, наниматель по договору социального найма квартиры N 2 в указанном доме ФИО13 С.С. не поживает. Иные лица в квартирах N 1 и N 2 спорного дома по месту жительства не зарегистрированы, однако, фактически в квартире N 2 проживает сестра ФИО14 С.С. - Мартынова Е.С, не имеющая права пользования данным жилым помещением.
Отказывая Уполномоченному по правам человека в Сахалинской области в удовлетворении административного иксодового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, следовательно, не подлежит оспариванию в порядке административного судопроизводства. Кроме этого, формирование жилищного фонда для переселения из домов, признанных аварийными, осуществляется в пределах утвержденного объема финансирования, запланированного на реконструкцию или строительство нового жилья с целью ликвидации аварийного жилищного фонда. Переселение во внеочередном порядке жильцов многоквартирного дома приведет к нарушению прав 142 семей, состоящих в перечне перед ним. Также суд указал на то, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, правовых оснований для переноса срока расселения спорного жилого помещения не имеется.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска уполномоченного по правам человека в Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, пришла к обоснованному выводу о нахождении многоквартирного дома в состоянии, создающем угрозу обрушения, а, следовательно, реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан, а также иных лиц, круг которых нельзя определить, в связи с чем признала установленный до 31 декабря 2025 года срок расселения жильцов спорного многоквартирного дома чрезмерно длительным, неразумным и нарушающим права нанимателя.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе.
Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение администрации МО ГО "Смирныховский" от 4 августа 2020 года N 426-р "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока расселения не подлежит оспариванию в порядке административного судопроизводства, основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
С учетом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведенных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Исполняя публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан, уполномоченный по правам человека в Сахалинской области обратился в суд с настоящим административным иском.
Таким образом, данное дело правильно рассмотрено судами в порядке административного судопроизводства.
Доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для переноса срока расселения спорного жилого помещения в связи с отсутствием реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью ФИО15 С.С, а также о том, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами апелляционного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Смирныховский" Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.