Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. на вступившие в законную силу решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сторожев И.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ22 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23 марта 2022 года он, как собственник жилого дома, расположенного по адресу: г "адрес" обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом. Оспариваемым решением ему сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка в связи с несоответствием его ограничениям по линии градостроительного регулирования, расположением в охранной зоне объектов газоснабжения.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, нарушающим принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, поскольку испрашиваемый участок не изъят из оборота, к землям, ограниченным в обороте, не относится.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2022 года, административный иск Сторожева И.Д. удовлетворен частично, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, выраженный в уведомлении от N-ДИЗО/22, признан незаконным; на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Сторожева И.Д. от 23 марта 2022 года N N о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства. В части остальной части требований отказано.
16 декабря 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 9 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Сторожевым И.Д. требований.
В кассационной жалобе представитель административных ответчиков ссылается на неправильное установление судебными инстанциями обстоятельств по делу, полагая доказанным наличие красных линий, пересекающих спорный земельный участок, и расположение земельного участка в зоне газоснабжения. Также считает, что судами не учтено наличие признаков самовольного занятия административным истцом земельного участка общего пользования площадью 620 кв.м.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регулируются статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом принятию решения о предоставлении земельного участка предшествует процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, которая осуществляется в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6); испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 14.1).
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории также отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суды исходили из того, что Сторожев И.Д. является собственником индивидуального жилого дома общей площадью 87, 6 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", поэтому он имеет исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, на основании распоряжения первого заместителя главы администрации г. Якутска от 20 декабря 1996 года N 105р Сторожеву И.Д. предоставлен в аренду земельный участок площадью 800 кв.м. и разрешено строительство индивидуального жилого дома, 13 января 1997 года между администрацией г. Якутска и Сторожевым И.Д. заключен договор аренды земель, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок площадью 800 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А - зона для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска в существующей жилой застройке и с учетом данных обстоятельств пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку административными ответчиками не были представлены доказательства, подтверждающие расположение спорного земельного участка в границах красных линий и охранной зоне газораспределительных сетей.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов правильными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа Сторожеву И.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка явилось то обстоятельство, что испрашиваемый участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), расположен в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения.
Между тем в ходе рассмотрения дела административными ответчиками не были представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение указанного обстоятельства.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок по адресу: "адрес" расположен в территориальной зоне Ж-2А - зона индивидуальной жилой застройки, заявленная цель использования земельного участка соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, формируемый земельный участок соответствует проекту планировки и проекту межевания территории квартала "Борисовка-2" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 декабря 2017 года N 2167р, из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности нельзя сделать вывод о расположении земельного участка в границах территории общего пользования.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены, в том числе, охранные зоны трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Правила охраны газораспределительных сетей, на которые имеется ссылка в оспариваемом решении, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила). Данные Правила разработаны на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
В настоящих Правилах под "охранной зоной газораспределительной сети" понимается территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В обоснование законности принятого решения административными ответчиками не представлены принятое в соответствии с Правилами решение об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки по ул. Газомагистральная г. Якутска, указанных в пунктах 14, 15 и 16 Правил, текстовое и графическое описание местоположения границ такой зоны, которые позволили бы сопоставить местоположение охранной зоны и испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, указанные в пунктах 14, 15 и 15 Правил ограничения (обременения), установленные в отношении охранной зоны газораспределительной сети, не содержат прямого запрета на предоставление земельного участка в целях эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости.
С учетом изложенного, суды правомерно пришли к выводу о незаконности принятого решения и в порядке устранения допущенных нарушений прав административного истца обоснованно возложили на административных ответчиков обязанность повторного рассмотрения заявления Сторожева И.Д.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административных ответчиков в суде первой и апелляционной инстанций, по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска, Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.