Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-119/2022 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" к Якутской городской Думе о признании недействующим в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой административного ответчика Якутской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия часть 5 статьи 47 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск" (далее - Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск"), принятый решением Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N РЯГД-30-1.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства, а именно пунктам 16.13 и 16.16 Свода правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 280, Федеральному закону от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В связи с чем, административный истец полагал, что оспариваемый нормативный правовой акт неправомерно ограничивает ПАО "Якутскэнерго" в выборе варианта прокладки инженерных коммуникаций, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу абзацы первый и третий пункта 5 статьи 47 нормативного правового акта Якутской городской Думы от 30 июня 2021 года N 477-НПА "Правила благоустройства территории городского округа "город Якутск".
В апелляционной жалобе Якутская городская Дума просит постановленный судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в частичном удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование указывает на несостоятельность выводов суда о том, что у административного ответчика не имелось полномочий для иного или дополнительного регулирования вопросов прокладки, возведению и размещению тепловых сетей.
По мнению апеллянта, настоящие Правила в рамках действующего законодательства не ограничивают поставщиков тепловой энергии в выборе варианта прокладки теплосетей, а лишь закрепляют необходимость декоративного оформления конструктивных элементов и элементов крепления (опор, болтовых соединений, элементов опор и т.п.) выступающих над уровнем земли. Данное положение направлено на улучшение эстетического восприятия жителями и гостями города Якутска систем коммунальной инфраструктуры и благоприятно скажется на имидже столицы республики.
Кроме того, в административном исковом заявлении отсутствуют доводы о том, каким образом оспариваемая норма нарушает права и законные интересы административного истца, а также не представлено иных доказательств нарушения прав. Суд первой инстанции, принимая решение, не установилфакт нарушения прав административного истца.
Вывод суда о том, что оспариваемая норма носит императивный характер, основан на неверном толковании норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования включен в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 решения окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года N РОС-51-1 "Об утверждении Устава городского округа "город Якутск" (далее - Устав городского округа "город Якутск") Якутская городская Дума является представительным органом городского округа.
Из положений частей 1 и 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что по вопросам организации своей деятельности представительный орган муниципального образования принимает решения, которые входят в систему муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 30 Устава городского округа "город Якутск" установлено, что Якутская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении главы округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Якутской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом.
В исключительной компетенции Якутской городской Думы находятся в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа (подпункт 12 пункта 1 статьи 29 Устава городского округа "город Якутск").
Частью 5 статьи 47 Правил благоустройства территории городского округа "город Якутск" установлено, что инженерные коммуникации не должны выступать над уровнем земли. В исключительных случаях, когда размещение коммуникаций под уровнем земли невозможно, допускается их размещение без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений (ГОСТ Р 52289-2019). При этом они должны быть декоративно-художественно оформлены по согласованию с уполномоченным органом Администрации.
Выступающие над уровнем земли конструктивные элементы и элементы крепления (опоры, болтовые соединения, элементы опор и т.п.) должны быть закрыты декоративными элементами.
Запрещается эксплуатация надземных тепловых сетей с изоляцией волокнистыми материалами или пенополиуретановым покрытием без защитного покровного слоя.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, ПАО "Якутскэнерго" осуществляет деятельность по производству, распределению, передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) и как производитель и поставщик тепловой энергии выступает в качестве заказчика работ по прокладке тепловых сетей.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемой нормой и, как следствие, вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что орган местного самоуправления установилимперативные требования к порядку проектирования и строительства (прокладки) тепловых сетей, к их эксплуатации, в связи с чем, обоснованно признал абзацы первый и третий пункта 5 статьи 47 Правил благоустройства территории городского округа "город Якутск" принятыми по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и соответствуют обстоятельствам дела.
Правовые основы, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
К системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункты 3 - 5 и 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года N 280 утвержден свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети", который устанавливает требования по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами системы централизованного теплоснабжения (пункт 1.1).
Согласно части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что органу местного самоуправления федеральным законодательством предоставлено право регулировать вопросы о благоустройстве территории, которые на прямую не связаны с запретом по осуществлению той или иной организацией производства, передачи, потребления тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предусмотренная федеральным законодательством возможность регулирования Правилами благоустройства, в том числе вопросов внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений не наделяет органы местного самоуправления полномочием устанавливать обязательные требования к проектированию, строительству этих строений, сооружений, как это установлено оспариваемой нормой.
Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, осуществление органом местного самоуправления полномочий по регулированию вопросов внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений не может быть произвольным и должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального законодательства, с соблюдением требования ясности и недвусмысленности правовой нормы.
Поскольку обязательные требования к проектированию, возведению, размещению, прокладке тепловых сетей урегулированы на федеральном уровне, у административного ответчика не имелось полномочий для иного или дополнительного регулирования этих вопросов.
Вопреки доводам апеллянта об отсутствии императивного характера оспариваемых положений в Правилах благоустройства прямо указано, что ими устанавливаются общеобязательные нормы поведения для физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Якутской городской Думы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 апреля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.