Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яробаева Виталия Анатольевича, поданную 13 февраля 2023 года на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2022 года по административному делу N 2а-557/2022 по административному иску Башкортостанской таможни к Яробаеву Виталию Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения Яробаева В.А, его представителя Андреева Д.Г, представителей Башкортостанской таможни Бикбулатовой Э.А, Шагаповой Р.Р, судебная коллегия
установила:
Башкортостанская таможня обратилась в суд с административным иском к Яробаеву В.А. о взыскании таможенных платежей в размере 829889, 73 рублей, пени по состоянию на 18 февраля 2022 года в размере 155028, 02 рублей, указав в обоснование, что в отношении Яробаева В.А. была проведена проверка факта декларирования и уплаты таможенной пошлины в отношении транспортного средства "Тойота Эстима 2.4", 2007 года выпуска, с государственным регистрационным знаком N. В 2019 году административным ответчиком на территории Республики Армения приобретено указанное транспортное средство, 10 февраля 2019 года он лично ввез его на территорию Российской Федерации. Транспортное средство было выпущено на территории Республики Армения в свободное обращение с уплатой ставок, установленных в Республике Армении, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территорию других государств - членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара. В связи с чем, у административного ответчика возникла обязанность по уплате разницы сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года ставкам.
Решением Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2022 года, административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Яробаева В.А. заявленные суммы.
В кассационной жалобе Яробаев В.А. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на то, что фактическое место нахождения транспортного средства не было установлено таможней, между тем он вывез его обратно в Республику Армения и продал, поэтому считает, что имеет место реэкспорт транспортного средства. Кроме этого, указывает, что суды не проверили действительную необходимость уплаты таможенной пошлины как разницы между суммой, определяемой в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107, и суммой, уплаченной по ставкам, установленным в Республике Армения. К участию в деле не привлечен в качестве соответчика декларант, ввезший транспортное средство из третьей страны, представивший в таможенный орган Республики Армения таможенную декларацию и реализовавший ему транспортное средство. Не соглашается также с расчетом таможенных платежей и с начислением пеней.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный ответчик, его представитель доводы кассационной жалобы поддержали. Представители Башкортостанской таможни просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы за необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалованных судебных актов.
Судами установлено, что автомобиль марки "Тойота Эстима 2.4", 2007 года выпуска, с идентификационным номером VIN N, был зарегистрирован в Республике Армения 18 октября 2018 года по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления". В 2019 году Яробаев В.А, гражданин Российской Федерации, приобрел на территории Республики Армении транспортное средство, ввез его на территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Условий и переходных положений, являющихся приложением 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанному в г. Минске 10 октября 2014 года, автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союза.
Пунктом 31 Условий и переходных положений устанавливалось, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС;
действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ (Единые таможенные тарифы) ЕАЭС.
В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 года N 62 дата начала применения Республикой Арменией ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ЕАЭС, - 1 января 2020 года.
Пунктом 35 Условий и переходных положений предусматривалось, что автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Пунктом 40 предусматривалось, что с даты вступления Договора в силу ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин ЕТТ ЕАЭС, применяются Республикой Армения в течение переходного периода в отношении товаров, по перечню, предусмотренному приложением N 4 к Договору. Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств-членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.
Решением по результатам таможенного контроля Башкортостанской таможни от 29 сентября 2021 года вышеназванное транспортное средство признано незаконно перемещенным через таможенную границу Евразийского экономического союза, при этом размер разницы к доплате таможенных платежей определен в 829 889, 73 рублей.
При разрешении спора суда руководствовались нормами пункта 2 статьи 84, пунктов 1-7 статьи 126, главы 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, положениями Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе и правомерно исходили из того, что принадлежавшее административному ответчику транспортное средство, ввезенное на территорию Российской Федерации в 2019 году, не обладало статусом товара Евразийского экономического союза, следовательно, административный ответчик обязан уплатить таможенную пошлину в соответствии с приведенным расчетом.
Учитывая, что обязанность уплаты таможенных платежей регламентировалась Условиями и переходными положениями, являющимися приложением 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и, кроме этого, следует из норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии его вины в неуплате подлежит отклонению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о непривлечении Яробаева В. А. к административной ответственности, о необходимости привлечения к участию в настоящем деле продавца транспортного средства, о неправильном расчете суммы таможенного платежа являлись предметом подробного изучения судебных инстанций, правомерно отклонены.
Доводы кассационной жалобы сводятся к повторению ранее приводившихся в судах доводов, которые отвергнуты по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных актах.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки заявителя кассационной жалобы на реэкспорт, поскольку действия административного ответчика после ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации не свидетельствуют в какой-либо мере об их обусловленности таможенной процедурой реэкспорта, регламентированной статьями 238-242 ТК ЕАЭС, в данной части доводы кассационной жалобы также несостоятельны.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Яробаева Виталия Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.