Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобы директора ООО "СтройИндустрия" Цечоева М.А., защитника ООО "СтройИндустрия" Клащус А.С., а также дополнения к жалобам, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 3-го судебного участка Искитимского судебного района Новосибирской области от 23 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 21 декабря 2022 г.) и решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 февраля 2023 г., вынесенные в отношении ООО "СтройИндустрия" ИНН: N по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Искитимского судебного района Новосибирской области от 23 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 21 декабря 2022 г.), оставленным без изменения решением судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 февраля 2023 г, ООО "СтройИндустрия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 6 737 745, 93 рублей.
В жалобах директора ООО "СтройИндустрия" Цечоева М.А, защитника ООО "СтройИндустрия" Клащус А.С, а также дополнениях к жалобам, заявители просят состоявшиеся по делу судебные акты отменить, применить положения ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб и дополнений к ним позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 7 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой Искитимского района Новосибирской области на основании решений о проведении проверки от 24 июня 2022 г. N 97, выявлено нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту N, заключенному 4 октября 2021 г. между "данные изъяты" и ООО "СтройИндустрия".
Так, по условиям контракта ООО "СтройИндустрия" обязалось выполнить подрядные работы по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в "адрес" "данные изъяты"".
Согласно п. 3.4 контракта подрядчик принял на себя обязательства в срок 25 декабря 2021 г. выполнить работы и передать результат работ. Сроки выполнения этапов работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ. Дополнительное соглашение по контракту о продлении указанного срока, сторонами не заключалось. Стоимость не выполненных работ составляла 13 475 491, 86 рублей.
Согласно актам приемки были завершены и приняты следующие этапы работ: 24 августа 2022 г. - вертикальная планировка (срок сдачи работ по графику - 10 октября 2021 г.); 26 сентября 2022 г. - конструктивные решения по графику - 10 октября 2021 г.), общестроительные работы (по графику - 15 ноября 2021 г.), наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации (по графику - 25 октября 2021 г.), благоустройство и озеленение территории (по графику - 5 ноября 2021 г.), скамья-диван на ж/б ножках (по графику урна металлическая опрокидывающаяся (по графику - 25 ноября 2021 г.), мусоросборник металлический (по графику - 25 ноября 2021 г.), 7 ноября 2022 г. - монтаж системы вентиляции (по графику - 10 декабря 2021 г.), монтаж системы водоснабжения (по графику - 10 декабря 2021 г.), монтаж системы водоотведения (по графику - 10 декабря 2021 г.), монтаж системы электроснабжения (по графику - 10 декабря 2021 г.), наружные сети электроснабжения (по графику - 10 декабря 2021г.), дизель-генератор, пусконаладочные работы (по графику - 25 декабря 2021), затраты на ввод в эксплуатацию (по графику - 25 декабря 2021 г.).
Таким образом, ООО "СтройИндустрия" не выполнило в срок работы, предусмотренные государственным контрактом N, заключенным 4 октября 2021 г. между "данные изъяты" и ООО "СтройИндустрия". Своими действиями (бездействием) ООО "СтройИндустрия", приняв на себя обязательства по исполнению контракта, и не выполнив их в установленный срок, нарушило требования ст. ст. 307, 309, 310, 432, 763, 766 ГК РФ и ст. ст. 94, 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, чем причинило существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "СтройИндустрия" к административной ответственности, предусмотренной ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Факт имевшего место события данного административного правонарушения и виновность ООО "СтройИндустрия" подтверждаются: постановлением прокурора города Бердска о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 июня 2022 г, копией решения о проведении проверки от 24 июня 2022 г, выпиской из ЕГРЮЛ ООО "СтройИндустрия", из которой следует, что одним из основных видов деятельности является строительство жилых и нежилых зданий; приказом N4 от 21 января 2013 г. о вступлении в должность директора ООО "СтройИндустрия" Цечоева М.А.; государственным контрактом N, заключенным 4 октября 2021 г. между ГКУ НСО "Управление капитального строительства" и ООО "СтройИндустрия", согласно которому предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству объекта "Здание фельдшерско-акушерского пункта в "адрес" "данные изъяты"", цена контракта - "данные изъяты" руб, дата окончания выполнения работ - до 25 декабря 2021 г.; актами приемки этапов строительства объекта от 24 августа 2022 г, 26 сентября 2022 г, 7 ноября 2022 г. и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее действия, повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "СтройИндустрия" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы, в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, было обусловлено недобросовестными действиями заказчика.
Данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта допущено ООО "СтройИндустрия" по независящим от него обстоятельствам, не усматривается.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО "СтройИндустрия" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, и не влекут отмену принятых по данному делу постановлений.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ) при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Согласно данным официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ООО "СтройИндустрия" с 10 августа 2020 г. по настоящее время (ранее с 10 августа 2017 г. по 10 августа 2018 г.) внесено в Единый реестр малого и среднего предпринимательства и является микропредприятием.
Следовательно, в силу ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ ООО "СтройИндустрия", включенному на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф подлежал назначению в размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
Однако при назначении ООО "СтройИндустрия" наказания в виде штрафа, мировым судьей приведенные выше нормативные положения учтены не были, наказание в виде штрафа было назначено обществу исходя из размера, предусмотренного для юридических лиц.
При пересмотре постановления по делу об административном правонарушении судьей районного суда, данное обстоятельство учтено не было, допущенное мировым судьей при назначении наказания нарушение процессуальных требований, не устранено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, поэтому они подлежат изменению в части размера назначенного наказания.
Учитывая характер совершенного ООО "СтройИндустрия" административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих обстоятельств и смягчающее административную ответственность обстоятельство - ООО "СтройИндустрия" ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, считаю возможным назначить ООО "СтройИндустрия" наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей - 5 процентов стоимости неисполненных обязательств, что составляет 673 774, 59 руб. (13 475 491, 86 руб. * 5%).
Учитывая, что совершенное ООО "СтройИндустрия" административное правонарушение повлекло наступление существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, основания для применения положений, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобы директора ООО "СтройИндустрия" Цечоева М.А, защитника ООО "СтройИндустрия" Клащус А.С. с дополнениями, удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи 3-го судебного участка Искитимского судебного района Новосибирской области от 23 декабря 2022 г. (резолютивная часть постановления от 21 декабря 2022 г.) и решение судьи Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 февраля 2023 г, вынесенные в отношении ООО "СтройИндустрия" ИНН: N по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, изменить.
Назначить ООО "СтройИндустрия" наказание в виде административного штрафа в размере 673 774, 59 (шестьсот семьдесят три тысячи семьсот семьдесят четыре) рубля 59 копеек.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.