Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 14 апреля 2023 г. по делу N 33а-402/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца (с дополнениями) на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 января 2022г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика запаса Козюры Сергея Владимировича о признании незаконными действий заместителя начальника (по жилищному обеспечению) филиала "Крымский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ"Росжилкомплекс") о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 29 октября 2021 г. N 36 Козюра С.В. с семьей из трех человек снят с жилищного учета в связи с имеющимся у него в собственности жилом доме общей площадью 128, 4 кв. м, о наличии которого ранее он не указывал.
Козюра С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил оспариваемое решение признать незаконным и обязать отменить.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Вобоснование делается ссылка на то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29июля 2017 г. N217-ФЗ "Оведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. В связи с этим суд незаконно сослался на требования статей 51 и 56 ЖК РФ.
В дополнительной апелляционной жалобе Козюра С.В. указывает, что находящийся в его собственности дом никогда не являлся жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. В 2019 году государственная регистрация права собственности проводилась формально без выезда комиссии на место нахождения дома, без предъявления технической документации, без участия граждан, осуществлялась с целью учета садовых домов, находящихся на территории г. Севастополя, для создания единой учетной базы жилых помещений после вхождения в Российскую Федерацию. 11 ноября 2021 г. решением N 227 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя привел его дом в соответствие с требованиями вышеназванного Федерального закона. Наличие этого решения опровергает вывод суда о том, что на момент вынесения обжалуемого решения жилищного органа садовый дом был жилым помещением, пригодным для постоянного проживания. При этом отсутствие у садового дома статуса жилого помещения подтверждается его заявлением от 28 сентября 2021 г.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК РФ условиями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, являются обеспечение их общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При этом согласно части 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названных норм указывает на то, что наличие у собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Учетная норма в городе Севастополе установлена в Законе г. Севастополя от 15 мая 2015 г. N 134-ЗС и составляет 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В пункте 17 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, определено, что военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете, в частности, до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичное основание для снятия с жилищного учета изложено в пункте 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
По делу установлено, что Козюра С.В. уволен с военной службы по возрасту и общая продолжительность его военной службы составляет более 25лет.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 15 декабря 2020 г. у Козюры С.В. в собственности находятся следующие объекты недвижимости:
земельный участок для ведения индивидуального садоводства площадью 658 кв. м, приобретенный по договору купли-продажи земельного участка от 24 октября 2013 г.;
жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 31, 4 кв. м, приобретенное по договору купли-продажи недвижимости от 25 февраля 1998 г.;
жилое здание по адресу: "адрес", общей площадью 128, 4 кв. м, приобретенное на основании договора купли-продажи земельного участка от 24 октября 2013 г, технического плана здания от 25 декабря 2018 г, право собственности зарегистрировано 5 сентября 2019 г.
Из вышеизложенного следует, что на момент принятия на жилищный учет Козюра С.В. имел в собственности квартиру общей площадью 31, 4 кв. м и жилой дом общей площадью 128, 4 кв. м, суммарная общая площадь которых на каждого члена семьи составляет 53, 2 кв. м (128, 4 + 31, 4 = 159, 8 кв. м/3 чел. = 53, 2 кв. м), что превышает учетную норму по г. Севастополю.
10 апреля 2017 г. Козюра С.В. при наличии у него в собственности вышеназванных квартиры и дома обратился в 1 отдел (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) с заявлением, в котором просил принять его составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав о нахождении у него в собственности только вышеназванной квартиры. При этом Козюра С.В. был письменно предупрежден о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности и требованиях пункта 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на жилищный учет.
Решением начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения от 6 июля 2017 г. N 303/сев Козюра С.В. составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь) с 12 апреля 2017 г. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства в "адрес", только с учетом принадлежащей ему квартиры по адресу: "адрес", общей площадью 31, 4 кв. м.
28 сентября 2021 г. Козюра С.В. через МФЦ города Севастополя обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о признании упомянутого жилого дома садовым домом.
Решением заместителя начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 29 октября 2021 г. N 36 Козюра С.В. с семьей из трех человек снят с жилищного учета в соответствии со статьей 51 и на основании пункта 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, пункта 10 Инструкции. При этом жилищный орган исходил из того, что общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности у Козюры С.В, на каждого члена его семьи составляет 42, 8 кв. м (128, 4 кв. м/ 3 чел. = 48, 2), что превышает учетную норму.
Решением от 11 ноября 2021 г. N 227 Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в связи с обращением Козюры С.В. упомянутый жилой дом 2 по адресу: "адрес" признан садовым домом.
Таким образом, Козюра С.В, его супруга и дочь на момент принятия решения жилищным органом были обеспечены жилыми помещениями более установленной учетной нормы, равной 12 кв. м.
На правильность решения заместителя начальника филиала "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 29 октября 2021 г. N 36 не влияет то обстоятельство, что при его принятии не была учтена находящаяся в собственности административного истца квартира по адресу: г. Севастополь, ул. Казачья бухта, д. 16, кв. 95 общей площадью 31, 4 кв. м, поскольку как с ней, так и без ее учета Козюра С.В. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения более установленной нормы.
Ссылка в жалобе на то, что находящийся в собственности у Козюры С.В. дом по адресу: "адрес" д. 2 никогда не являлся жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, является необоснованной, поскольку до 11 ноября 2021 г. в Едином государственном реестре недвижимости этот дом числился как жилой.
В соответствии с частью 3 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом может быть признан жилым домом, а жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение).
Согласно пунктам 55 и 56 Положения садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом. Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом и иные указанные в пункте 56 Положения документы.
Из изложенного следует, что признание жилого дома садовым домом возможно только при волеизъявлении собственника жилого дома.
То обстоятельство, что в период с 2019 года по сентябрь 2021 г. Козюра С.В. не изъявлял желания признавать находящийся у него в собственности жилой дом садовым домом, а обратился с таким заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя только 28 сентября 2021 г, когда решался вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии, вопреки доводу жалобы, не свидетельствует о том, что жилой дом был непригоден для постоянного проживания. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, суду первой и апелляционной инстанций не представлено.
Обращение Козюры С.В. 28 сентября 2021 г. в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о признании жилого дома садовым домом, вопреки доводу жалобы, как раз свидетельствует о том, что до этого дом имел статус жилого помещения.
Поскольку проводившаяся в 2019 году государственная регистрация права собственности на вышеназванный жилой дом административным истцом в судах не оспаривалась, то является несостоятельной ссылка в жалобе на то, что она проводилась формально с целью учета садовых домов, находящихся на территории "адрес", для создания единой учетной базы жилых помещений после вхождения в Российскую Федерацию.
Таким образом, апелляционная жалоба (с дополнениями) удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 января 2022г. по административному исковому заявлению Козюры Сергея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу (с дополнениями) административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.