г. Нижний Новгород 18 апреля 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сорокина М.С.
при секретаре ФИО3, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО4, представителя общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" - ФИО6, представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики "адрес" - ФИО5, представителей общества с ограниченной ответственностью "Новая энергетика" - ФИО7, ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" о признании недействующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2021 года N 285-т "О тарифах на услуги по передачи тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Новая энергетика" (Пермский городской округ)", пункта 2 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 августа 2022 года N 20-т "О внесении изменений в отдельные постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики и признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в сфере теплоснабжения" по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" на определение Пермского краевого суда от 13 января 2023 года о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2021 года N 285-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Новая энергетика" (Пермский городской округ)" (далее - Постановление N 285-т, Министерство), вступившим в силу с 1 января 2022 года, ООО "Новая энергетика" (Пермский городской округ) установлены тарифы по передаче тепловой энергии, теплоносителя, действующие с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный, руб./Гкал): с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 330, 16; с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 330, 16 (приложение).
Пунктом 2 постановления Министерства от 30 августа 2022 года N 20-т "О внесении изменений в отдельные постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики и признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 20-т), вступившего в силу с 1 сентября 2022 года, в приложение к Постановлению N 285-т внесено изменение - слова "(Пермский городской округ)" заменены словами "(Пермский городской округ: мкр. Левшино)".
Впоследствии постановлением Министерства от 24 ноября 2022 года N 219-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Новая энергетика" (Пермский городской округ)" (далее - Постановление N 219-т), вступившим в силу с 1 декабря 2022 года, Постановление N 285-т, пункт 2 Постановления N 20-т признаны утратившими силу.
Постановление N 285-т, Постановление N 20-т опубликованы в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 3 января 2022 года N 1, от 5 сентября 2022 года N 35.
7 ноября 2022 года ООО "Тимсервис" обратилось в Пермский краевой суд с административным иском о признании Постановления N 285-т, пункта 2 Постановления N 20-т недействующими со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований ООО "Тимсервис" указало на то, что является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения котельной, расположенной по адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Делегатская, д. 34 (котельная м/р Левшино), а во владении и пользовании ООО "Новая энергетика" находится тепловая сеть, расположенная по адресу Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/р Левшино, протяженностью 2 433 п. м, которая имеет технологическое присоединение к котельной м/р Левшино. ООО "Новая энергетика" оказывает ООО "Тимсервис" услуги по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя до конечных потребителей. ООО "Тимсервис" как единая теплоснабжающая организация является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, так как обязано оплачивать ООО "Новая энергетика" услуги по передаче тепловой энергии по утвержденному Постановлением N 285-т тарифу. ООО "Тимсервис" полагало, что утвержденный Постановлением N 285-т, в том числе в редакции Постановления N 20-т, тариф не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права и законные интересы как единой теплоснабжающей организации, обязанной оплачивать теплосетевой организации услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по экономически необоснованному тарифу, что представляет ООО "Новая энергетика" возможность получить за его счет неосновательное обогащение, компенсируя тем самым затраты в отношении тех объектов теплосетевого хозяйства, в отношении которых ООО "Новая энергетика" с 1 сентября 2022 года не соответствует критериям отнесения к теплосетевым организациям.
Определением Пермского краевого суда от 13 января 2023 года, вынесенным в предварительном судебном заседании по результатам рассмотрения ходатайства ООО "Новая энергетика", производство по настоящему делу прекращено.
В частной жалобе ООО "Тимсервис" просит отменить указанное определение и разрешить вопрос по существу.
В обоснование частной жалобы указывается на то, что суд первой инстанции прекратил производство по делу, ограничившись формальным применением статьи 214 КАС РФ, не дав надлежащую оценку многочисленным доводам административного истца и не исследовав по существу все фактические обстоятельства по делу. Суд первой инстанции не учел, что ООО "Тимсервис" оспаривает Постановление N 285-т и пункт 2 Постановления N 20-т, что при принятии Постановления N 20-т (пункт 2 которого вносит изменения в Постановление N 285-т) Министерство фактически применило действие тарифа, утвержденного Постановлением N 285-т, к административному истцу с 1 сентября 2022 года. Подача ООО "Новая энергетика" в Арбитражный суд Пермского края в рамках дела N А50-29988/2022 ходатайства об уточнении исковых требований (в части исключения из обоснования размера задолженности ссылки на Постановление N 285-т) не означает, что оно удовлетворено и тем более рассмотрено, при дальнейшем рассмотрении указанного дела ООО "Новая энергетика" может вновь уточнить как предмет, так и основание исковых требований.
Относительно доводов частной жалобы Министерством, ООО "Новая энергетика" представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тимсервис" - Рыдлев М.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил обжалуемое определение отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства - Масальская Е.Ю. просила определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Новая энергетика" - Ведерникова В.П, Петров А.Ю. (с использованием систем видео-конференц-связи) просили определение суда оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 50), судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ, в том числе, в следующих случаях: из сведений, содержащихся в административном исковом заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым (разъясненным) нормативным правовым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ); на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части. Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений (пункт 19).
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ) (пункт 25).
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции руководствовался приведенными положениями административного процессуального закона, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации и исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих применение оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу, как и доказательств того, что имеется нарушение либо угроза нарушения прав и законных интересов административного истца.
Данный вывод судом мотивирован тем, что ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" достигнуто соглашение по цене услуг по передаче тепловой энергии и разногласий по ней между ними не возникало, что исходя из взаимосвязанных положений статей 2, 23.3, 23.4, 23.6, 23.8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), с 1 января 2022 года применяемые для взаиморасчетов между указанными лицами цены на услуги по передаче тепловой энергии не подлежат регулированию, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты не применялись к административному истцу и не нарушают его права и законные интересы.
С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции может согласиться лишь в части.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения предусмотрены главой 5.1 Федерального закона N 190-ФЗ.
Для целей Федерального закона N 190-ФЗ используются следующие основные понятия (статья 2):
ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 23.1);
переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (переходный период) - период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона (пункт 34).
Порядок ценообразования на товары, услуги в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода определен статьей 23.4 Федерального закона N 190-ФЗ, в силу положений которой:
после окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения к ценам на товары, услуги в сфере теплоснабжения, не подлежащим регулированию, за исключением случаев, указанных в частях 12.1 - 12.4 статьи 10 названного Федерального закона, относятся в том числе, цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 2 части 1);
единая теплоснабжающая организация и теплосетевые организации заключают договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора, за исключением случаев, указанных в частях 12.1 - 12.3 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 3);
в случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя единая теплоснабжающая организация и теплосетевая организация осуществляют расчеты за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на дату окончания переходного периода, с учетом его индексации (часть 5).
Аналогичные положения содержатся в пункте 61(1) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 (далее - Правила N 808).
Из изложенного следует, что по общему правилу в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя не подлежат регулированию, единая теплоснабжающая организация и теплосетевые организации заключают договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
Исключением из данного правила является возникновение между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя - в указанном случае они осуществляют взаиморасчеты по цене, равной тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для соответствующей теплосетевой организации и действующему на день окончания переходного периода, с учетом его индексации в соответствии с частью 5 статьи 23.4 Федерального закона N 190-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 1631 город Пермь отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.
Переходный период в ценовой зоне город Пермь закончился с момента вступления в силу с 1 января 2022 года постановления Министерства от 20 декабря 2021 года N 282-т "Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения - муниципальном образовании городе Перми Пермского края на 2022 год".
ООО "Тимсервис" является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения котельной, расположенной по адресу Пермский край, г. Пермь, ул. Делегатская, д. 34 (котельная м/р Левшино).
ООО "Новая энергетика" является владельцем тепловых сетей в г. Пермь, которые находятся в зоне действия единых теплоснабжающих организаций - ПАО "Т Плюс", ООО "ПСК" (в настоящее время прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ПАО "Т Плюс") и ООО "Тимсервис".
Ввиду наличия разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, возникших между едиными теплоснабжающими организациями ПАО "Т Плюс", ООО "ПСК", которые в соответствии с частью 3 статьи 23.8 Федерального закона N 190-ФЗ направили предложения о заключении договоров, и теплосетевой организацией ООО "Новая энергетика", которая с указанной в проектах договоров ценой не согласилась, ООО "Новая энергетика" на основании части 5 статьи 23.4 Федерального закона N 190-ФЗ обратилось в Министерство с заявлением об установлении тарифа по передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2022 год.
Постановлением N 285-т такие тарифы для ООО "Новая энергетика" (Пермский городской округ) были установлены в следующем размере (для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный, руб./Гкал): с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 330, 16; с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 330, 16.
При этом до принятия Постановления N 285-т ООО "Тимсервис" предложение о заключении договора в ООО "Новая энергетика" не направляло, какие-либо разногласия по цене на услуги по передаче тепловой энергии между ними отсутствовали. Взаиморасчеты между ними за период январь - август 2022 года произведены в полном объеме, какие-либо споры за указанный период отсутствуют.
При данных обстоятельствах являются верными выводы суда о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих применение к ООО "Тимсервис" Постановления N 285-т (в первоначальной редакции, действовавшей до 31 августа 2022 года), а также доказательств того, что имеется нарушение либо угроза нарушения прав административного истца.
Учитывая положения пункта 3 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194, части 1, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пунктах 19, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, производство по делу в указанной части правомерно прекращено судом, поскольку Постановление N 285-т (в первоначальной редакции) к моменту обращения административного истца в суд прекратило свое действие, а ввиду завершения взаиморасчетов за период январь - август 2022 года уже не применялось к каким-либо правоотношениям между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика", в связи с чем нарушать либо иным образом затрагивать права и законные интересы административного истца не могло.
Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем административного истца, давшим в судебном заседании суда апелляционной инстанции объяснения о том, что разногласия по цене на услуги по передаче тепловой энергии и споры по взаиморасчетам имеются между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" лишь за период сентябрь - ноябрь 2022 года.
Следовательно, вопреки доводам частной жалобы, прекратив производство по делу в вышеназванной части, суд нарушения норм процессуального права не допустил.
Вместе с тем, прекращая производство по делу в целом, суд не учел, что, исходя из заявленных административным истцом требований, предметом оспаривания в рамках настоящего дела являлось не только Постановление N 285-т в первоначальной редакции, но и указанное постановление в редакции Постановления N 20-т, действующей с 1 сентября 2022 года, а также пункт 2 Постановления N 20-т, которым территория действия тарифа изменена с Пермского городского округа на Пермский городской округ (мкр. Левшино).
Суд не принял во внимание, что тепловая сеть ООО "Новая энергетика", расположенная по адресу Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/р Левшино, протяженностью 2 433 п. м, которая имеет технологическое присоединение к котельной м/р Левшино, находится в зоне деятельности ООО "Тимсервис", что через указанную тепловую сеть ООО "Новая энергетика" предоставляет услуги по передаче тепловой энергии только для ООО "Тимсервис", что иные единые теплоснабжающие организации (кроме ООО "Тимсервис") в м/р Левшино г. Перми свою деятельность не осуществляют.
Таким образом, Постановление N 285-т (в редакции Постановления N 20-т), исходя из территории действия тарифа, ни к кому, кроме как к ООО "Тимсервис" применено быть не могло.
Кроме того, суд не дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам наличия между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" разногласий по цене на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащей применению с 1 сентября 2022 года, а также рассматриваемых арбитражным судом споров по взаиморасчетам между ними за период сентябрь - ноябрь 2022 года.
Так, письмом ООО "Тимсервис" от 18 августа 2022 года ООО "Новая энергетика" было предложено направить в адрес ООО "Тимсервис" экономически обоснованный расчет цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловой сети по адресу Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/р Левшино, исключить из договора указанную тепловую сеть и в соответствии с требованиями пункта 57 Правил N 808 направить ООО "Тимсервис" заявление на заключение в отношении данного участка тепловой сети отдельного договора, сообщено, что начиная с 1 сентября 2022 года услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя должны осуществляться на основании действующего законодательства, будут приниматься и оплачиваться только после достижения соглашений по всем вопросам, указанным в письме (л.д. 27, 28 т. 1).
29 августа 2022 года ООО "Новая энергетика" обратилось в Министерство с заявлением о сохранении статуса теплосетевой организации с 1 сентября 2022 года, указывая, что в части теплосетевых объектов, включая тепловую сеть по адресу Пермский край, г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/р Левшино, общество соответствует критериям, определенным Правилами N 808 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 года N 2033 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") (л.д. 204 т. 1).
Указанное заявление ООО "Новая энергетика" явилось основанием для принятия Министерством Постановления N 20-т.
2 сентября 2022 года ООО "Новая энергетика" в ответ на письмо ООО "Тимсервис" от 18 августа 2022 года сообщило, что ООО "Новая энергетика" сохранило статус теплосетевой организации с 1 сентября 2022 года, в том числе, на территории Пермского городского округа (мкр. Левшино), что утвержденный Постановлением N 285-т тариф не отменен, что ООО "Новая энергетика" будет осуществлять расчеты с ООО "Тимсервис" на период до 31 декабря 2022 года по тарифам, установленным Постановлением N 285-т (в редакции Постановления N 20-т), и не видит оснований внесения изменений в договор (л.д. 26 т. 1).
Факт рассмотрения в арбитражном суде споров по взаиморасчетам за период сентябрь - ноябрь 2022 года, наличие разногласий и отсутствие до настоящего времени соглашения о цене на услуги по передаче тепловой энергии в данный период также подтверждено представленными в суд апелляционной инстанции и приобщенными к материалам дела доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу в части требований о признании недействующими Постановления N 285-т (в редакции Постановления N 20-т) и пункта 2 Постановления N 20-т у суда не имелось, так как: между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" возникли разногласия по цене на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащей применению с 1 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года, наличие которых послужило основанием для принятия Постановления N 20-т и регулирования Министерством цены на данные услуги для взаиморасчетов между ними; применение оспариваемого тарифа (в редакции Постановления N 20-т), исходя из территории его действия, к иным единым теплоснабжающим организациям кроме ООО "Тимсервис" невозможно; существуют неразрешенные арбитражным судом споры по взаиморасчетам между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" за указанный период; административный истец обратился в суд в период действия оспариваемого тарифа (в редакции Постановления N 20-т), когда он подлежал применению к возникшим между ООО "Тимсервис" и ООО "Новая энергетика" правоотношениям и, как следствие, затрагивал его права и законные интересы; ввиду признания оспариваемого тарифа утратившими силу с 1 декабря 2022 года он не перестал затрагивать права и законные интересы административного истца, что исключает возможность прекращения производства по делу в данной части по указанному основанию.
Ссылки ООО "Новая энергетика" на нарушение ООО "Тимсервис" установленных частью 3 статьи 23.8 Федерального закона N 190-ФЗ порядка и срока направления предложения о заключении договора не могут быть признаны обоснованными, поскольку не опровергают вышеуказанных выводов суда апелляционной инстанции, а также того, что указанный срок не является пресекательным, его истечение не исключает возможность последующего регулирования спорной цены при наличии предусмотренных частью 5 статьи 23.4 Федерального закона N 190-ФЗ оснований, что также подтверждается принятием Министерством Постановления N 219-т.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение о прекращении производства по делу в части требований ООО "Тимсервис" о признании недействующими Постановления N 285-т (в редакции Постановления N 20-т) и пункта 2 Постановления N 20-т подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Пермского краевого суда от 13 января 2023 года о прекращении производства по настоящему делу в части требований общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" о признании недействующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2021 года N 285-т "О тарифах на услуги по передачи тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью "Новая энергетика" (Пермский городской округ)" (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 августа 2022 года N 20-т), пункта 2 постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 августа 2022 года N 20-т "О внесении изменений в отдельные постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики и признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края, Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в сфере теплоснабжения" - отменить.
Направить настоящее дело в указанной части на новое рассмотрение в Пермский краевой суд.
В остальной части определение Пермского краевого суда от 13 января 2023 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимсервис" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 апреля 2023 года
Судья М.С. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.