Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Ашрафзяновой Лилии Джаудатовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Балтасинскому судебному району Республики Татарстан от 28 декабря 2022 года, решение судьи Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения "Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение" Ашрафзяновой Лилии Джаудатовны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Балтасинскому судебному району Республики Татарстан от 28 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2023 года, главный бухгалтер государственного бюджетного учреждения "Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение" (далее - ГБУ "Балтасинское РГВО", учреждение) Ашрафзянова Лилия Джаудатовна (далее - Ашрафзянова Л.Д.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ашрафзянова Л.Д. просит вынесенные в отношении неё постановления изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, с учётом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ашрафзяновой Л.Д. к административной ответственности) грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчётности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статье административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учёта и (или) составлению бюджетной отчётности.
При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчётности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.
В целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учёта органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями Приказом Министерства финансов России от 1 декабря 2010 года N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция 157н).
Согласно пункту 32 Инструкции 157н материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учёта (активов) учитываются субъектом учёта на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой - в условной оценке: один объект, один рубль.
Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учёта на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче).
В силу пункта 36 Инструкции 157н принятие к учёту и выбытие из учёта объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учётных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что главным инспектором счётной палаты Республики Татарстан ФИО5. 24 ноября 2022 года проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан в 2020-2021 годах и в текущем периоде 2022 года", в ходе которого установлено, что на балансе учреждения учтён объект недвижимости "Склад" балансовой стоимостью 1 982, 7 тыс. рублей при отсутствии документов о государственной регистрации права.
Указанный объект недвижимости Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан закреплён за ГБУ "Балтасинское РГВО" на праве оперативного управления договором N 0006-855 от 6 августа 2007 года (в перечне имущества указан как "Котельная"), регистрация прав на указанный объект недвижимости, возникших в результате закрепления его на праве оперативного управления, учреждением не осуществлена.
Однако Ашрафзянова Л.Д, являясь главным бухгалтером ГБУ "Балтасинское РГВО", лицом на которое возложена обязанность по составлению и предоставлению бухгалтерской отчётности, в нарушение статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте"; пунктов 32, 36 Инструкции N 157н, грубо нарушила требование к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, допустила искажение отчётных данных в годовой бухгалтерской отчётности за 2021 год, выразившееся в искажении информации о нефинансовых активах, а именно строки 010 "Основные средства" Баланса государственного (муниципального) учреждения (Форма 0503730), что явилось следствием отражения на счёте 010100 "основные средства" стоимости объекта недвижимости "Склад" балансовой стоимостью 1 982, 7 тыс. рублей без государственной регистрации права оперативного управления.
Искажение допущено в объёме 1 982, 7 тысяч рублей или 5, 8% от общей суммы активов учреждения - то есть искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчётности, выраженного в денежном измерении не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении главного бухгалтера ГБУ "Балтасинское РГВО" Ашрафзяновой Л.Д. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела направлены мировому судье на рассмотрение.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, изложенными в судебных актах, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьёй достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ашрафзяновой Л.Д.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 названного Кодекса.
Мировой судья пришёл к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия Ашрафзяновой Л.Д. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрение жалобы на постановление мирового судьи осуществлено судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения судьи районного суда, отклонён по причине отсутствия совокупность обстоятельств, указанных в статьях 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе потому, что Ашрафзянова Л.Д. на момент совершения административного правонарушения 31 января 2022 года не относилась к субъектам, указанным в части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (действовавшей до 25 июля 2022 года), а также по причине отсутствия в материалах дела документов о проведении проверки, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Приведённые рассуждения являются ошибочными, однако они не привели к принятию по делу неправильного решения.
Согласно положению части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (действовавшей до 25 июля 2022 года) некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части 2 статьи 4.1.1 названного кодекса не поименована.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Следовательно, Ашрафзянова Л.Д. на дату совершения инкриминированного административного правонарушения являлась должностным лицом некоммерческой организации и относилась к субъектам, указанным в части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение законодательства о бухгалтерском учёте выявлено главным инспектором Счётной палаты Республики Татарстан 24 ноября 2022 года в ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Главному управлению ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан в 2020-2021 годах и в текущем периоде 2022 года", что объективно подтверждается соответствующим актом (л.д.7-11).
В силу Закон Республики Татарстан от 7 июня 2004 года N 37-ЗРТ "О Счётной палате Республики Татарстан" Счётная палата Республики Татарстан является органом внешнего государственного финансового контроля Республики Татарстан и к её полномочиям относится организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 2 Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.
Следовательно, порядок организации и осуществления государственного финансового контроля не регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Таким образом, материалы дела позволяют прийти к выводу о выявлении инкриминированного административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора.
Вместе с тем оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, на что обоснованно указал судья второй инстанции.
В рассматриваемом случае не соблюдено такое условие как отсутствие угрозы интересам государства, связанным с его экономической безопасностью.
Следовательно, совокупность всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
Административное наказание назначено Ашрафзяновой Л.Д. в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Балтасинскому судебному району Республики Татарстан от 28 декабря 2022 года, решение судьи Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 30 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения "Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение" Ашрафзяновой Лилии Джаудатовны оставить без изменения, а жалобу Ашрафзяновой Лилии Джаудатовны - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.