Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белоусовой Ю.К, судей Зайнуллиной Г.К, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В"
на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В" к прокуратуре Республики Дагестан о признании незаконными действий по поручению проведения прокурорской проверки, возложении обязанности отменить поручение о проведении прокурорской проверки.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Дебирова Д.М, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ПЖСК "Фэмили-Блок В" обратился в суд с административным иском к прокуратуре Республики Дагестан о признании незаконными действий прокуратуры Республики Дагестан, выразившихся в поручении прокурору г. Каспийска провести в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок В" прокурорскую проверку соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда.
Заявленные требования мотивированы превышением прокуратурой своих полномочий, фактической подменой государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Просил суд возложить на прокуратуру Республики Дагестан обязанность отменить поручение прокурору г. Каспийска провести в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок В" прокурорскую проверку соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, в том числе законодательства об охране труда.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023, в удовлетворении требований отказано. Суды, со ссылками на положения Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пришли к выводу о наличии оснований для проведения проверки, законности распоряжения о ее проведении территориальными органами прокуратуры.
Не согласившись с постановленными судебными актами ПЖСК "Фэмили-Блок В" обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, настаивает на своей позиции, изложенной в административном иске. Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20.03.2023.
На кассационную жалобу прокуратурой Республики Дагестан поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, полагает принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, возражений не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, материалы дела, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 2 данной статьи разъяснено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Как следует из представленных доказательств в связи с поступлением обращений дольщиков ПЖСК "Фэмили" г. Каспийск, 20.07.2022 прокурором Республики Дагестан поручено на системной основе организовать контроль в отношении данного застройщика и подрядной организации в целях восстановления жилищных прав дольщиков, а также за результатами расследования уголовного дела, отдельно обратив внимание на соблюдение указанными юридическими лицами законодательства о налогах и сборах.
Во исполнение распоряжения прокурора начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Дагестан 22.07.2022 до прокурора г. Каспийска доведено об организации такого системного контроля в отношении, в том числе ПЖСК "Фэмили-Блок В", в частности, обратить внимание на исполнение им законодательства о налогах и сборах, градостроительного законодательства, трудового законодательства, при наличии оснований принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Во исполнение поручения прокурора республики и.о. прокурора г. Каспийск в адрес руководителя ПЖСК "Фэмили-Блок В" направлено требование в порядке статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1, вносить соответствующее представление.
Пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" также предусмотрено проведение проверок исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской, налоговой и иной тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.
Судами обоснованно установлено о наличии оснований для инициации проверки, поручение прокуратурой республики ее проведения территориальному органу прокуратуры, а также осуществление таких действий в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и в пределах компетенции органов прокуратуры.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
При этом судебная коллегия отмечает, что порядок организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
С 10.03.2022 до конца 2022 г. на всей территории Российской Федерации для снижения административной нагрузки на бизнес и в целях повышения устойчивости экономики в условиях санкций Правительством РФ введен мораторий на проведение проверок в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности. Во время действия моратория плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, а проведение внеплановых контрольных мероприятий допустимо лишь в исключительных случаях.
Соответствующие правила и исключения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на органы прокуратуры не распространяются, о чем первым заместителем прокурора Республики Дагестан разъяснено ПЖСК "Фэмили-Блок В" в ответе от 27.09.2022.
Доказательства допущенного прокуратурой при осуществлении прокурорского надзора необоснованного вмешательства в экономическую деятельность административного истца, приостановление его деятельности либо создание препятствий его деятельности, материалы дела не содержат.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 02.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 16.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок В" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Ю.К. Белоусова
Судьи Г.К. Зайнуллина
О.А. Козлов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.