Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Песоцкого В.В, судей Комбаровой И.В, Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю к Желябину Игорю Владимировичу, Желябиной Екатерине Игоревне, Желябину Григорию Игоревичу о расторжении договора найма служебного жилого помещения, прекращении права пользования и освобождении незаконно занимаемого жилого помещения; встречному иску Желябина И.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю о возложении обязанности по признанию состоящим на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю ФИО8, поддержавшую доводы кассационной жалобы, а также Желябина И.В. о законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Стрелковского С.Н об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - ГУ МВД России по Краснодарскому краю) обратилось в суд с иском к Желябину И.В, Желябиной Е.И, Желябину Г.И. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, прекращении права пользования и освобождении незаконно занимаемого жилого помещения.
В обоснование своих требований истцом указано на то, что жилое помещение, состоящее из трех жилых комнат общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес", закреплено за истцом на праве оперативного управления. Указанная квартира включена в специализированный жилищный фонд ГУ МВД России по Краснодарскому краю с отнесением к служебным жилым помещениям. По договору найма специализированного жилого помещения Желябину И.В. на состав семьи 3 человека предоставлена данная квартира и заключен договор найма вышеуказанного служебного жилого помещения. Срок действия договора установлен на время прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ Желябин И.В. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в вышеуказанной служебной квартире. У Желябина И.В. и членов его семьи отсутствуют зарегистрированные права на жилые помещения. Желябин И.В. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на такой учет до ДД.ММ.ГГГГ, в ГУ МВД России по Краснодарскому краю не состоит, и ранее не состоял. Учитывая, что ответчик уволен из органов внутренних дел, правовые основания для проживания и использования спорного служебного жилого помещения отсутствуют. ГУ МВД России по Краснодарскому краю просило суд расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N с Желябиным И.В.; выселить Желябина И.В, Желябину Е.И, Желябина Г.И. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", обязав его и членов его семьи освободить данное помещение, сняться с регистрационного учета, а также погасить задолженность по оплате коммунальных услуг (при наличии) в сумме выставленной управляющей компанией на момент освобождения жилого помещения (вывезти личные вещи, мебель, передать ключи).
Желябин И.В. обратился в суд со встречным иском к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в обоснование которого указано, что он поставлен на учет в ГУ ФСИН Минюста России по Ростовской области, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и получении жилья, в январе 1999 года под номером 48 по общей очереди и под номером N по льготной очереди, как участник боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ переведен для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Южному федеральному округу. ДД.ММ.ГГГГ решением совместного заседания администрации профсоюзного комитета и жилищно-бытовой комиссии ГУ ФСИН России по Ростовской области снят с квартирного учета в ГУ ФСИН России по Ростовской области в связи с переходом для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Южному федеральному округу, а его квартирное личное дело направили для постановки на квартирный учет по новому месту службы. ДД.ММ.ГГГГ он подал написал рапорт о постановке его и членов его семьи на квартирный учет в ГУ МВД России по Южному Федеральному округу в связи с переводом, однако до его перевода к новому месту службы вопрос о восстановлении в очереди не был рассмотрен. В 2013 году Желябин И.В. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ приказом N л/с ГУ МВД России по Краснодарскому краю уволен на пенсию. Выслуга лет на день увольнения составила 20 лет 8 месяцев, в льготном исчислении 23 года. Другого жилого помещения он и члены его семьи не имеют. Желябин И.В. просил суд обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю признать его состоящим на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья, и принятых на такой учет в январе 1999 года.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2022 года иск ГУ МВД России по Краснодарскому краю удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В отменной части принято новое решение, которым в удовлетворении иска ГУ МВД России по Краснодарскому краю отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Краснодарскому краю выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, как постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N за ГУ МВД России по Краснодарскому краю на праве оперативного управления закреплено жилое помещение, состоящее из трех жилых комнат общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом ГУ МВД по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N и постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по закреплению кадров в органах внутренних дел края" квартира включена в специализированный жилищный фонд ГУ МВД по Краснодарскому краю с отнесением к служебным жилым помещениям.
Желябин И.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полковник внутренней службы в отставке, бывший специалист организационно-аналитического отделения отдела кадров УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю, проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.
По договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи "данные изъяты" человека (он, дочь Желябина Е.И, 1994 года рождения; сын Желябин Г.И, 1999 года рождения) предоставлена трехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
С Желябиным И.В. заключен договор найма вышеуказанного служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому с ним вселены члены его семьи. Срок действия договора установлен на время прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ Желябин И.В. и члены его семьизарегистрированы по месту жительства в служебной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктами 7, 18, 19 договора найма служебного жилого помещения его действие прекращается в связи с окончанием срока службы. Наниматель и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение и сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, а также погасить задолженность по оплате коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Желябиным И.В. и Желябиной О.Н.расторгнут.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости у Желябина И.В. и членов его семьи отсутствуют зарегистрированные права на жилые помещения.
Решением ЦЖК ГУ МВД России по Краснодарскому краю (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N) Желябин И.В. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека (он; дочь Желябина Е.И, 1994 года рождения; сын Желябин Г.И, 1999 года рождения).
В связи с истечением срока нахождения сотрудника враспоряжении территориального органа внутренних дел Желябин И.В. уволен со службы (приказ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с).
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 08 месяцев 16 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГУ МВД России по Краснодарскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что спорное служебное жилое помещение было предоставлено ответчику в качестве служебного на период службы в органах внутренних дел. С прекращением службы Желябина И.В. ответчики утратили право пользования названной квартирой, в связи с чем договор найма служебного жилого помещения подлежит расторжению, а ответчики подлежат выселению из указанного служебного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования по встречному иску, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, не нашел оснований для их удовлетворения, указав, что действующим законодательством возможность сохранения права нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту службы при перемещении по службе сотрудника из одного субъекта в другой субъект не предусмотрена. В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации органы внутренних дел Российской Федерации утратили правовые основания осуществлять постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления.
Отменяя решение районного суда в части удовлетворения исковых требований ГУ МВД России по Краснодарскому краю к Желябину И.В, Желябиной Е.И, Желябину Г.И. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, прекращении права пользования и освобождении незаконно занимаемого жилого помещения, суд апелляционной инстанции указал на то, что суд первой инстанции не учел условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, которое следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами Краснодарского краевого суда.
На основании части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 годп N 897, сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Однако, предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 указанного Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011года N 247-ФЗ).
Апелляционная коллегия Краснодарского краевого суда обоснованно, со ссылками на указанные нормы законов, приняла во внимание тот факт, что Желябин И.В. был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет с правом на пенсию, имея выслугу более 10 лет. Кроме того, он состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 3 человека (он; дочь Желябина Е.И.; сын Желябин Г.И.) на основании решения ЦЖК ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку до настоящего времени Желябиным И.В. единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения не получена, он и члены его семьи не имеют на праве собственности недвижимость, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о нуждаемости ответчиков (по первоначальному иску) в жилом помещении для проживания.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела, представленных доказательствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отмене решения Ленинского районного суда г. Краснодара в части и принятии нового решения, которым ГУ МВД России по Краснодарскому краю было отказано в расторжении договора найма служебного жилого помещения с Желябиным И.В, прекращении права пользования и освобождении ответчиками незаконно занимаемого жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанций в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебного акта.
Доводы кассационного представления сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи И.В. Комбарова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.