Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Виноградова О.В., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Лаврухиной Галины Леонидовны, поданную 20 марта 2023 г., на определение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 ноября 2022 г. и апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 28 февраля 2023 г.
по заявлению Лаврухиной Галины Леонидовны об индексации присужденных денежных сумму по административному делу N 2а-515/2021 по административному исковому заявлению Лаврухиной Галины Леонидовны, Изотовой Марии Александровны к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области о признании незаконными действий, восстановлении нарушенных прав,
УСТАНОВИЛ:
Лаврухина Галина Леонидовна (далее - Лаврухина Г.Л.) обратилась в суд с заявлением об индексации присужденной ей определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 февраля 2022 г. суммы в размере "данные изъяты" руб. за период с 16 февраля 2022 г. по 31 октября 2022 г. на "данные изъяты" руб. и в последующем по день фактического исполнения определения суда, а также взыскании почтовых расходов в размере "данные изъяты" руб, расходов на изготовление копий заявления в размере "данные изъяты" руб.
Определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Иркутского областного суда от 28 февраля 2023 г, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Лаврухина Г.Л. просит отменить судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Полагает необоснованным ссылку судов на статью 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, полагает ее требование подлежащим удовлетворению применительно к части 1 статьи 208 ГПК РФ. Указывает, что судом апелляционной инстанции не исследованы надлежащим образом представленные заявителем дополнения к частной жалобе от 24 января 2023 г.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 3271 КАС РФ кассационные жалоба, представление на судебный акт, указанный в части 1 настоящей статьи, рассматриваются судьёй суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
В соответствии с частью 2 статьи 328КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что при рассмотрении поставленного вопроса об индексации взысканных в пользу Лаврухиной Г.П. денежных средств, судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения не допущены.
Как следует из материалов дела, решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 6 августа 2021 г. по административному делу N 2а-515/2021, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Лаврухиной Г.Л, Изотовой М.А. о признании незаконными действия Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по обращению Лаврухиной Г.Л. и Изотовой М.А. от 9 февраля 2021 г, выразившегося в отказе в ознакомлении с решениями собственников помещений многоквартирного дома по результатам проведения общего собрания собственников от 3 октября 2020 г.
Определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 февраля 2022 г, вступившим в законную силу 26 апреля 2022 г, по административному делу N 2а-515/2021 со Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в пользу Лаврухиной Г.Л. взысканы судебные расходы в сумме "данные изъяты" руб.
В целях принудительного исполнения определения суда от 16 февраля 2022 г. судом выдан исполнительный лист серии ФС N N от ДД.ММ.ГГГГ направленный на основании заявления Лаврухиной Г.Л. судом в адрес МОСП по ИОИП УФССП по Иркутской области.
В связи с отказом ФССП России в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ФС N N от ДД.ММ.ГГГГ последующим возвратом указанного исполнительного документа Управлением Федерального казначейства по Иркутской области 21 ноября 2022 г. по заявлению Лаврухиной Г.Л. от 15 ноября 2022 г. исполнительный лист направлен в адрес Министерства финансов Иркутской области, сведений о его исполнении на момент рассмотрения настоящего заявления суду первой инстанции не представлено. Как следует из дополнений, датированных 24 января 2023 г, требования исполнительного листа ФС N N от ДД.ММ.ГГГГ исполнены Министерством 09 декабря 2022 г.
Частью 1 статьи 16 КАС РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В то же время, нормами КАС РФ возможность индексации взысканных денежных сумм не предусмотрена, а статья 208 ГПК РФ, на которую ссылается административный истец в целях применения ее норм по аналогии и устанавливающая общее правило об индексации присужденных денежных суммы со дня вынесения судебного акта об их взыскании до его фактического исполнения, не содержит указание на субъектный состав участников правоотношений.
Между тем, в сложившихся правоотношениях, исполнение судебного решения в части выплаты взысканной суммы, осуществляется за счет казны РФ и законом предусмотрена особая процедура, устанавливающая порядок и срок исполнения таких судебных актов (глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 февраля 2018 года N 249-О, в системе действующего регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Соответственно, положения абзаца первого пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в свете приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации должны рассматриваться как определяющие пределы применения общих правил статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, суды, установив, что исполнительный лист ФС N N от ДД.ММ.ГГГГ направленный в Министерство финансов Иркутской области 21 ноября 2022 г. и на момент рассмотрения заявления Лаврухиной Г.Л. срок для исполнения судебного акта (3 месяца) не истек, пришли к выводу об отсутствии оснований для индексации взысканных решением суда денежных средств, и, как следствие, об отсутствии оснований для взыскания судебных расходов.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судья кассационного суда не усматривает.
Суд исходит из того, что процедура исполнения судебного акта предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Довод Лаврухиной Г.Л. о необходимости применения в данном случае предусмотренной ст. 208 ГПК РФ индексации в качестве механизма, позволяющего возместить ее потери взыскателя в период исполнения судебного решения, противоречит установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, свидетельствующим о том, что длительного неисполнения решения суда о взыскании в пользу Лаврухиной Г.Л. денежных сумм из средств бюджетной системы Российской Федерации допущено не было, учитывая дату обращения истца с заявлением о направлении исполнительного листа в Министерства финансов Иркутской области.
Кроме того, следует принять во внимание, что на момент подачи настоящей кассационной жалобы, определение Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 февраля 2022 г. исполнено, денежные средства перечислены в адрес истца 09 декабря 2022 г, установленные законом сроки соблюдены.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства. Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов и иное толкование законодательства не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Учитывая вышеизложенное, нарушений норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 328 КАС РФ, кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 ноября 2022 г. и апелляционное определение судьи Иркутского областного суда от 28 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья О.В. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.